Статья

Народ №4

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Мы, группа людей, изучающих каббалу как методику объединения, решили продолжить дело, начатое величайшим каббалистом 20-го века Бааль Суламом. Мы уверены, что его слова, наполненные тревогой и болью, актуальны сегодня, как и тогда:

Газета «Аума» – это новое слово на еврейской улице: она выходит в межпартийном формате. Что такое «межпартийная» газета? – спросите вы. Как может газета служить одновременно всем партиям, несмотря на существующие меж ними противоречия и разногласия? Действительно, это своего рода творение, родившееся при стесненных обстоятельствах в тяжких и жутких родовых схватках…

ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (1)

История хрестоматийная, но до сих пор не завершившаяся. Как-то вечером рабби Акива с тремя товарищами подошли к Храмовой горе. Их взорам предстало душераздирающее зрелище: развалины Храма, безлюдье, опустошение. Там, где раньше была Святая Святых, они увидели лисицу. Трое заплакали от горя, а рабби Акива рассмеялся.

– Чему ты радуешься?

– Если сбылось пророчество об изгнании, если раскол уже проявился, то сбудется и вторая часть пророчества – об избавлении. Теперь я уверен, что мы возродимся и отстроим Третий храм.

Спутники мудреца просветлели:

– Акива, ты утешил нас!

Мудрость его заключалась в том, что он был способен разглядеть черты будущего в настоящем, «заглянуть за горизонт». Без мистических видений, благодаря глубокому пониманию законов развития и того пути, которым движется человечество.

«Все изгнания и беды пойдут во благо в конце дней», – сказал Акива. Для него разрушенный Храм и начало тяжких скитаний были признаками неизбежных, необходимых этапов, заложенных в общую программу. Так же мы радуемся плачу новорожденного, зная, что без этих слез никак не обойтись.

ХРОНИКА ВЗРОСЛЕНИЯ

Программа, о которой идет речь, – это, в сущности, история народа Израиля. Четыре его изгнания и четыре освобождения проистекают из четырех стадий более глобального процесса, движущего мирозданием. Терминология каббалистов расставляет всё по местам:

«Изгнание – суть разобщение народа, когда он полностью лишен единства. А освобождение – это, наоборот, собрание и единение тех, кто был рассеян и разобщен».

Махараль из Праги

Каждое из изгнаний символизировало новый этап в эгоистическом развитии человечества и еврейского народа. Глобальный ход этого процесса формирует и определяет исторические тенденции.

Первый эгоистический всплеск произошел во времена Авраама, порядка трех с половиной тысяч лет назад. Тогда жители Древнего Вавилона впервые узнали, что такое «говорить на разных языках» – быть по-настоящему чужими друг другу.

Сначала вознесшиеся до неба амбиции заставили их добиваться власти над миром – «строить Вавилонскую башню». А затем зашкалившее самомнение раскидало племена в разные стороны, выгнало человечество из месопотамской колыбели и рассеяло его по Земле.

В те дни Авраам предложил другой путь – возвышение над собой и любовь к ближним вместо себялюбия. Свою методику единства – науку каббала – он заложил в учениках и последователях, которые со временем стали народом Израиля. Так появились два разнонаправленных вектора развития, и хотя один из них оставался уделом немногих, качественно он был столь силен, что сохранился до настоящего времени.

Второй всплеск эгоизма застал евреев в египетском изгнании. Символом этой вспышки был «злой Фараон», порабощавший нас и не отпускавший назад, в единство. Ситуация требовала модернизировать методику Авраама – и сделал это Моше, закодировавший обновленную версию в Торе, величайшей из каббалистических книг. Следуя ее инструкциям, у горы Синай евреи преодолели свою ненависть (синá) и стали поручителями друг другу.

Сплочение придало нам сил и принесло расцвет в период объединенного Израильского царства Давида и Шломо, когда все двенадцать колен Израиля были спаяны между собой под единой властью. На двух пиках этот союз породил два Храма – атрибуты внутренней взаимосвязи, общего устремления к любви, жившего в сердце народа.

Однако противоположные тенденции тоже набирали мощь и временами брали верх, пока очередной кризис не сбросил нас на дно.

ДВА ПАДЕНИЯ

Программа роста эгоизма подготовила для нас не просто всплеск, а настоящий взрыв страстей. Взаимное отчуждение неподъемным грузом легло на плечи, раскол в народе углублялся. И, разумеется, разруха в сердцах привела к крушению Первого храма.

«Когда они погубили Храм в себе, не помог внешний Храм и основы его были уничтожены».

Рабби Хаим из Воложина

В тот раз мы быстро восстали из пепла, однако трещины в нашем общем фундаменте остались и со временем приняли угрожающий размер. Рабби Акива пытался остановить падение, но к нему не прислушались. Принцип любви к ближнему, как к себе, утратил смысл в наших глазах, превратился в мертвый груз веков. Братская любовь среди двадцати четырех тысяч учеников рабби Акивы обернулась беспричинной ненавистью, и почти все они поплатились за это жизнью.

Так началось наше последнее, четвертое изгнание, в котором мы увязли настолько, что сегодня даже на своей земле живем порознь, насаждая в народе что угодно, но только не любовь.

Первый шаг к освобождению – воссоздание государства 71 год назад – несомненно, был правильным. Но с тех пор мы топчемся на месте, позволяя галуту и дальше царить среди нас. Свое возвращение мы никак не адаптируем к своей внутренней сути, к единству, в котором и кроется вся наша мощь.

Нет, мы еще не получили назад свою исконную землю. Ведь «земля» – это больше, чем географическая территория. «Земля» для нас – это общая судьба, общая внутренняя платформа, на которой мы крепко стоим, несмотря на все свои распри и противоречия. Без этой непоколебимой основы нас не спасет никакое оружие, никакая технология. Без нее все наши усилия – паллиатив, полумеры, лишенные сути и способные лишь отсрочить конец.

Нам кажется, что мы сильны, но еще сильнее нас наш эгоизм, из-за которого мы неспособны слышать других, ладить между собой. Бóльшая часть политической и общественной жизни страны посвящена нашим взаимным дрязгам, нескончаемому кромсанию общего пирога и лютым нападкам друг на друга. «Сколько евреев, столько мнений» – это нормально. Но если наши мнения раздирают народ на куски, то грош им цена.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (2)

ТРЕТЬЯ ВЕРШИНА

Наша базовая ошибка – пренебрежение социальными связями и социальным потенциалом. Даже те, кто использует этот потенциал, направляет его на «отжим» ресурсов у остальных и закрепление своих «достижений». В результате отдельные части общества могут добиваться успехов, но общество в целом терпит одно большое фиаско.

Среди его прямых последствий – дороговизна жизни, ипотечная петля на шее населения, позорно низкая для ОЭСР производительность труда при очень долгой рабочей неделе, несправедливое распределение дотаций и субсидий, нескончаемая грызня во власти, из-за которой все выборы у нас досрочные, и, наконец, внешнее давление. Ведь будь мы едины, на нас было бы бесполезно оказывать нажим.

Пора, наконец, понять: здоровое общество – это в наших интересах. «Календарное» изгнание завершается, но внутреннее само не завершится. Нельзя пускать процесс на самотек.

Пора положить конец галуту в себе. Пора воспользоваться своим наследием – методикой сплочения общества, которая не только не устарела, а наоборот, заботливо сохранена и приведена в соответствие с современностью. Называйте ее «каббалой», называйте ее «мудростью круга», называйте ее как угодно – суть от этого не меняется.

Единение страны – главная задача на сегодня. Отговорки будут всегда, а вот еще одного шанса на единство нам, возможно, придется ждать очень долго. Долго даже не по времени, а по тем невзгодам, на которые обрекает нас разобщение. Мы уже можем отстроить Храм в сердцах и взять новую вершину, с которой не упадем больше никогда.

М. Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc)

 

КАК ПОБЕДИТЬ BDS

Государство Израиль, а точнее, Министерство стратегического планирования объявило о выделении 1.2 миллиона шекелей на особую рекламную кампанию, направленную против скандально известной организации BDS.

Несколько слов об этой организации. По данным Википедии Boycott, Divestment and Sanctions (сокращенно — BDS, с англ. – «Бойкот, изоляция и санкции») – глобальная политическая кампания и общественное движение, призывающее к экономическому и политическому давлению на Израиль. Считается, что история этой организации началась с конференции в Дурбане (ЮАР) в 2001 году.

Одним из основателей BDS является Омар Баргути. Он родился в Катаре, проживал в Египте, вступил в брак с израильтянкой арабского происхождения, после чего получил гражданство Израиля.

Судя по этим данным, организация существует почти два десятка лет, почему же антибидиэсовский маховик начал набирать обороты лишь сейчас? Похоже, этому способствовали два громких события последнего времени.

Одно из них произошло в германском федеральном собрании – Бундестаге. Парламентарии Германии подавляющим большинством проголосовали за признание BDS антисемитским политическим движением. Это постановление не осталось не замеченным. На защиту BDS поднялись серьезные силы. Источник этих сил расположен не в Европе, Америке и даже не в мусульманском мире. Местонахождение этих сил – государство Израиль. Речь идет о 240 израильских профессорах, представляющих академическую элиту страны, которые вышли с открытым воззванием в защиту BDS.

Для ясности стоит добавить, что по поводу деятельности BDS президент Израиля Реувен Ривлин сказал следующее: «BDS не стремится к миру и даже не помогает нашим палестинским соседям. Это движение стремится к делегитимации самого существования Государства Израиль».

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (3)

И вот здесь возникает непростой вопрос. Как бороться с BDS, если верные сторонники этой организации находятся не где-то там за рубежом, а внутри самого Израиля?

Попробуем посмотреть на проблему шире. Почему к Израилю и к евреям такое внимание со стороны всего мира? Не будем говорить о претензиях и обвинениях. Только перечисление таковых займет тома. Хочется поговорить о другом, – о благодарностях. Интересно, еврейский народ кто-нибудь, когда-нибудь за что-нибудь благодарил? Ведь были же у еврейского народа достижения, принесшие бесспорную пользу.

Хорошая область для такого рода исследования – медицина. Великих победителей болезней знает весь мир. Кому не известны имена Гиппократа или Пастера? Евреи тоже внесли свою лепту в оздоровление человечества, например, в лечении такой страшной болезни как чума.

Краткая историческая справка

Эпидемия этой болезни (в 551–580 г.), так называемая «Юстинианова чума» унесла жизни более 100 млн. человек! В XIV-ом веке в Европе от этой болезни умерло около 25 миллионов человек! Эти факты, а также то, что в Западной Европе были уничтожены 300 еврейских общин, обвиненных в распространении этих болезней, навсегда остались в истории. Почти не известно другое, – кто и когда победил эту болезнь.

Этого человека зовут Владимир Аронович Хавкин. Он разработал, испытал на себе и впервые внедрил в медицинскую практику противочумную и противохолерную вакцины. Этими вакцинами человечество пользуется до сих пор.

Владимир Аронович Хавкин - Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (4)

О том, почему о Хавкине не говорят, можно спорить. Бесспорно другое. Еврейский народ обвиняют во всех смертных грехах, а вот благодарят не часто. Интересно, за какие достижения все-таки благодарят еврейский народ? Оказывается, эти достижения, как правило, находятся в определенной сфере.

Даже если бы я был атеистом и верил в слепую судьбу, то все равно я бы верил в то, что этой судьбе было угодно, чтобы именно евреи были избраны для хранения и передачи всему миру идеи о высшем разуме, могучем и мудром, правящем Вселенной, что является великой основой всей морали и как следствие – всей цивилизации.

Джон Адамс2-й президент США.

На эти еврейские достижения уже в виде пожеланий и вопросов указывают также люди с антисемитскими взглядами:

Вопрос только в том: много ли удастся сделать этим новым, хорошим людям из евреев, и насколько сами они способны к новому и прекрасному делу настоящего братского единения?

Федор Достоевский – русский писатель и мыслитель.

Может быть, это случайность? Также не исключено, что взгляды этих людей обусловлены природным идеализмом, замешанном на религиозных и других убеждениях. В любом случае, известные еврейские мыслители говорят в принципе о том же.

В современную эпоху нет ничего более возвышенного, чем единение ради сохранения духовного наследия нашего народа. В особенности, если это относится к группе, свободной от каких бы то ни было исторических и национальных ограничений. Мы, евреи, есть и должны оставаться носителями и стражами духовных ценностей. Но мы также должны осознавать, что эти духовные ценности есть и всегда будут целью всего человечества.

Альберт Эйнштейн – ученый, один из основателей современной теоретической физики.

В общем, складывается такая картина. Еврейский народ если и благодарят, то большей частью за морально-этические ценности, связанные с  единобожием и единением людей.

Ожидание от еврейского народа примера единения не случайно. Потенциал к этому у народа существует, хотя и принимает он сегодня гротескные формы. Израильтяне находят возможность объединяться с противниками собственной страны за границей, а не со своими соотечественниками на автострадах и в Кнессете.

BDS – это симптом нашей болезни, причина которой – разобщение. Чтобы победить болезнь, нужно направить главные усилия не на симптомы, а на причину.

Мы можем сказать, что единение с другими людьми невозможно. Что наш исторический опыт говорит большей частью о разобщении народа. Действительно, с этим трудно спорить. Вместе с тем, не будем закрывать глаза на то, что именно от объединения зависит наше будущее безотносительно к тому, что мы об этом думаем.

В словах «возлюби другого как себя» заключен высший призыв, включающий в себя всю этику мира. Государство Израиль сможет реализовать себя только в случае выполнения этого условия на всех уровнях жизни общества.

Давид Бен-Гурион – первый премьер-министр Израиля.

 

…нам надо организовать для себя особое воспитание… дабы внести в каждого из нас чувство любви к народу – и индивидуума к индивидууму, и индивидуума к обществу – вновь открыв для себя народную любовь, коренившуюся в нашей среде еще тогда, когда мы жили на своей земле, как один из народов. И работа эта предваряет любую другую.

 Бааль Сулам –  величайший каббалист 20-го века.

 

М. Бруштейн

 

ЧАСТИ ЦЕЛОГО ВСЕГДА НЕСОВЕРШЕННЫ

“Человек это маленький мир. Мир это один большой человек”. 

Рамхаль (Моше Хаим Луцатто), 138 врат мудрости

Каббалисты утверждают, что любое явление в природе или в обществе можно рассматривать с двух сторон. Со стороны Творца и со стороны человека. При этом в той мере, в которой человек отличается от Творца, противоречия во взглядах неизбежны. А чтобы прийти к общему, единому  взгляду, человеку нужно подняться в своем развитии на уровень Творца, и никак не меньше! Отметим, что именно это и предусмотрено в программе развития каждого человека и всего человечества.

А пока, находясь на достигнутом нами уровне развития, мы, люди, разделяем любое цельное создание на части. В частности, на правую и левую части. При этом целое всегда представляется нам симметричным и гармоничным. А части всегда кажутся нам элементами, не претендующими на завершенность, самодостаточность и совершенство. В чем здесь закономерность? И более того – может быть, мы увидим на некоторых приведенных ниже примерах действие какого-то универсального закона?

Начнем со своего тела. Есть ли отличия между его левой и правой частью? Скажем, чем отличается левая рука от правой?

У абсолютного большинства людей (примерно 90 процентов) правая рука — основная, рабочая. Ею мы пишем и работаем с любыми инструментами. Возможно, именно поэтому в понятие “левый” мы вкладываем зачастую некий негативный смысл. Вспомните – левая работа, левый заработок, левые увлечения.

Наш головной мозг тоже разделен на два полушария – левое и правое. Причем, каждое полушарие управляет противоположной частью тела. Интересно, что если вы правша, то вашей речью управляет левое полушарие, и наоборот.

Полушариями соединены посредством сплетения нервных волокон или мозолистого тела, которое передает информацию между двумя половинками мозга и позволяет им общаться друг с другом.

В 1960-х годах в США было распространено лечение тяжелой эпилепсии путем воздействия на мозолистое тело. Впоследствии пациенты страдали от странных явлений. Например, если они ощупывали  что-то левой рукой, то точно знали, что это за объект и как его можно использовать, но не могли назвать его имя, потому что часть правого полушария мозга, куда поступала тактильная информация, не могла передать информацию в левое полушарие, отвечающее за обработку речи.

А теперь заглянем в молекулярную структуру материального мира. Оказывается. и здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как хиральность, или отсутствие симметрии относительно правой и левой стороны. Впервые свойство хиральности у химических веществ обнаружено Луи Пастером в 1848 году, исследовавшим различные органические соединения с помощью измерения вращения плоскости поляризации поляризованного света, пропускаемого через раствор. Интересно, что Пастер обнаружил, что даже кислотность вина имеет две формы – правую и левую.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (5)

Продолжим наши наблюдения и обратимся к физике субатомного мира. Зададим себе вопрос: Идентичен ли мир, который мы видим через зеркало, миру, который мы наблюдаем без зеркал? До пятидесятых годов прошлого века мы не обнаруживали здесь различий. Но Исследования Янга и Ли и эксперимент Ву доказали, что мир из зеркала не на 100 процентов идентичен миру, в котором мы живем! Этот результат настолько удивителен, что известный австрийский физик Вольфганг Паули (сам нобелевский лауреат) сказал, что отказывается этому верить, но если это так, то Творец допустил «ошибку», создавая левую сторону мироздания. Ученые предполагают, что  слабая, хиральная ядерная сила может повлиять на стабильность молекул, что приводит к асимметрии во всем мире.

Перейдем, наконец,  к политической жизни общества.

Термины “ПРАВЫЕ” И “ЛЕВЫЕ” появились во французском национальном парламенте времен Французской революции, где справа располагались фельяны – сторонники конституционной монархии, в центре сидели жирондисты, умеренные сторонники республики, а в левом крыле устроились якобинцы, выступавшие за радикальные преобразования.  Так произошло первоначальное разделение на правых и левых в политике.

Традиционно: правые – это те, кто желает сохранить существующее положение, статус-кво. Левые – те, кто выступает за перемены, преобразование общественного строя. Синонимами правых стали понятия консерватор и реакционер, а левых – радикал и прогрессист. Ярко проявлять себя политические партии стали на рубеже 19 и 20 веков.

Со временем политическая реальность и социальная структура общества начали меняться. Как следствие, изменились и политические партии. Теперь они не так очевидно вписываются в парадигму “право” – “лево”, хотя такое деление применяется и сейчас. Многие начали заимствовать идеи и лозунги у политических противников. Популизм, т.е. обращение к широким массам, изначально был методом, присущим левым, но постепенно его стали эксплуатировать и правые. Некоторые партии сочетают правые и левые идеи.

В международной политике и торговле современные правые популисты обычно противопоставляют национальные интересы общим и выступают за протекционистскую политику… Яркий тому пример – Дональд Трамп с его «Америка превыше всего».

Но ведь Америка – это тоже часть целого, значит, и она не сможет стать совершенной и самодостаточной сама по себе, противопоставляя себя другим странам и народам.

Значит, чтобы стать по-настоящему устойчивыми, уверенными в своем будущем, и даже счастливыми, нам нужно стать одним целым обществом, живущим по законам единой природы. Все предыдущие попытки человечества изменить и объединить мир основывались на том, чтобы устранить зло, сделать всех хорошими, соответствующими какому-то выдуманному идеалу.

Каббалисты же говорят, что все свойства в человеке важны, и именно в многообразии, правильном соединении уникальных частей – каждого человека, каждого народа достигается их единство и совершенство. А клеем для такого единства над противоречиями и различиями сможет стать только взаимная ответственность, поддержка и, в итоге, – любовь, свойство Творца, раскрываемое  нами в общих усилиях по объединению. Поэтому каббала становится самой актуальной и востребованной и готова дать всем нам мощную научную базу для выхода из системного кризиса и основу для безграничного развития человека.

Согласитесь, ради этого стоит приложить усилия!

А. Козлов, д-р экономики

НАУКА КАББАЛА

Какие ассоциации возникают у вас при слове «каббала» – религия, мистика, красная нить, тайнопись, тайные знания? Между тем, каббала не имеет ничего общего с вышеперечисленным. Она не без оснований позиционирует себя как науку, со всеми следствиями этого статуса, включая также и «практическую пользу» для человечества, которую она несет в себе, равно (а часто и вопреки) любым другим наукам на земле.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (6)

Трудно переоценимая практическая польза науки каббала заключается в раскрытии общих законов действия в мироздании Единой управляющей силы (силы Природы), предопределяющей эволюцию человечества и мироздания в целом.

Понимание этих законов позволит правильно подойти к решению проблем уже ясно ощущаемого глобального кризиса и выбрать наиболее оптимальный путь развития, в полной гармонии взаимоотношения человечества как с самим собой, так и с Природой, без кажущихся сейчас неизбежными мировых войн и катастроф планетарного уровня, ставящих под сомнение вопрос существования самого человечества.

Как научная система, каббала была впервые изложена великим ученым – каббалистом АРИ (XVI век). Хотя из исторических источников известно, что первая (дошедшая до нас!) книга по каббале была написана более 5700 лет назад – написана человеком, впервые в истории осознавшим наличие Единой управляющей силы Природы. Важно отметить, что в то время у человечества еще не было системы знаний, которую сейчас принято называть «научной».

Понятие научности является основополагающим в сравнении науки в традиционном (современном) понимании этого слова и науки каббала. Критерии научности в наиболее последовательном виде были сформулированы в середине ХХ в. австрийско–британским философом и социологом Карлом Раймундом Поппером, известным своими трудами по философии науки. Сегодня эти критерии носят его имя и состоят (в расширенном виде) в следующем:

Принцип чистоты, провозглашающий, в частности, высшей целью науки постижение Истины. К сожалению, современная наука все чаще не соответствует этому принципу, в частности, из-за коммерциализации отрасли, а также благодаря размытию морально-нравственных основ современного общества. Все более ужесточающаяся гонка за престижными грантами, призами и высокооплачиваемыми академическими должностями приводит нередко к подмене высшей цели: место провозглашенной Истины занимает корыстная выгода. Следствия этой подмены – весьма разрушительны для науки. Ими являются, например, публикации скороспелых, недобросовестных, невоспроизводимых другими исследователями результатов, «псевдонаучные войны», политизация науки и прочие негативные явления, ведущие к перманентному экзистенциональному кризису науки. Каббалистические же знания получены от ученых-каббалистов, принципиально не заинтересованных в материальных поощрениях или компенсациях, и поэтому ставивших бескорыстное постижение Истины своей главной целью. Немаловажным фактом является высокая моральная планка, предъявляемая ученым-каббалистам – в аутентичной каббале «гений и злодейство» несовместимы!

Принцип верификации: любое понятие или суждение имеет научный смысл, если оно может быть сведено к эмпирически проверяемой форме, или – если оно само не может иметь такой формы – то эмпирическое подтверждение должны иметь ее следствия. В настоящее время прекращают соответствовать приведенному критерию целые отрасли знаний, некогда считавшиеся абсолютно научными. Например, некоторые разделы теоретической физики (теория струн, параллельные вселенные и пр.), существующие уже десятки лет и концентрирующие на себе огромные человеческие и финансовые ресурсы, не могут быть верифицируемы вследствие принципиальной ограниченности физических измерительных приборов в микромире (Планковские ограничения) и астромире (размеры видимой Вселенной). В статье «Каббала как современное учение» М. Лайтман пишет: «Постижения ученого-каббалиста также реальны, повторимы, воспроизводимы им самим и другими… Любой может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает исследователь-каббалист».

Важной особенностью принципа верификации, действующего в каббале, является принципиальная установка на экспериментальную проверку ЛЮБОГО положения КАЖДЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ПЕРСОНАЛЬНО, что является гораздо более строгим требованием, чем аналогичная научная верификация.

Принцип фальсификации (от лат. falsificatio – подделка, выдаваемая за настоящую вещь), выделяемый Поппером как особенно важный, означает принципиальную невозможность создания «окончательно верной» теории, обязательную ограниченность, неполноту, а возможно, и противоречивость любой истинно научной дисциплины. В строгих науках принято обозначать область (или условия) применимости, хотя есть множество примеров, когда это делается постфактум, то есть уже после развития более общей теории или принципа (например, квантовая и классическая физики, теория относительности и Ньютоновская механика). В каббале выделяется как минимум 125 иерархических уровней познания реальности. Каждый последующий уровень в общей иерархии, хотя и вытекает из предыдущего, полностью ему «противоречит» и одновременно дополняет, корректирует в направлении большей объективности, истинности. Принцип фальсификации Поппера, таким образом, как будто специально «сшит» для каббалы.

Принцип простоты («бритва Оккама»: «Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem»), что означает: «Не нужно множить сущности без необходимости»; это предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые, а также требование к хорошей теории, предоставляющей максимум выводов из минимума предположений и аксиом. В каббале вместо многочисленных аксиоматических постулатов, принятых в науках, используется только два (коллективно проверяемых!) допущения – существование высшего света (единого разумного природного начала, универсальной творческой силы, «желания отдачи») и сосуда (различных форм бытия, основанных на «желании получать», универсального творения). Все остальное – выводимые следствия.

Принцип причинности, базирующийся на использовании адекватного понятийного и логико-математического аппарата. Многие каббалистические методы исследования (анализ и синтез: использование «гибкой» (или «квантовой») логики, основанной на принципе «дополнительности», «гематрическая» математика и пр.) на тысячелетия обогнали их применение в земных науках.

Принцип преемственности, включающий в себя, в частности, научные школы и системный учебный процесс. Самым долголетним современным научным методам, школам и направлениям не более 400 лет. Каббала же насчитывает почти 6 000 лет непрерывной исследовательской деятельности многочисленных поколений гениальных исследователей, передающих свое постижение последующим поколениям тщательно отобранных выдающихся учеников с использованием уникальных по интенсивности и результативности «интегрально-круговых» методик обучения, основанных не на индивидуальном (эгоистическом), а на коллективном (альтруистическом) восприятии реальности.

Итак, приведенный анализ показывает, что каббала полностью соответствует принципам Поппера. Это позволяет назвать ее наукой в современном понимании этого слова – причем, наиболее фундаментальной из существующих, потому что она позволяет исследовать часть мироздания, в которой находятся корни и причины всего, существующего в нашем мире, познавать глубинные законы, управляющие нашим миром.

Э. Элиав, Ph.D., профессор-исследователь по квантовой химии

И. Слепухина – магистр психологии

 

ЛЮБОВЬ. СДЕЛАНО НАРОДОМ ИЗРАИЛЯ

По традиции пятнадцатое ава, как добрая примета, располагает к открытым отношениям, к сближению друг с другом. В этот день хорошо сыграть свадьбу, сделать предложение, хотя бы подарить букет или шоколадку. Своего рода библейский аналог Дня Валентина.

Однако нет. Никакой это не аналог, а удивительный прообраз, имеющий прямое отношение к каждому из нас. Праздник, восходящий корнями к исконным началам еврейского народа.

ИЗ НЕНАВИСТИ

Начиналось все очень непросто. В конце книги «Шофтим» есть рассказ о человеке из колена Леви, который возвращался домой вместе со своей наложницей. День склонился к вечеру, солнце закатилось, и путники заночевали в городе колена Биньямина.

«В те дни не было царя в Исраэле, каждый поступал как ему заблагорассудится». («Шофтим»)

К дому, приютившему гостей, подошли известные в городе нечестивцы, забрали наложницу и глумились над ней всю ночь. К утру она умерла.

Потрясенный господин известил об этом все колена Израиля, и те, содрогнувшись от столь бесчеловечной расправы, потребовали немедленно выдать преступников. После отказа началась братоубийственная война, в результате которой колено Биньямина было почти полностью уничтожено. Оставшиеся в живых стали изгоями, поскольку израильтяне поклялись не отдавать им в жены своих дочерей.

«Если исчезает одно колено, исчезает из мира весь народ Израиля». (Трактат «Сота»)

Однако после того, как колено Биньямина оказалось на грани исчезновения, израильтяне раскаялись в «бойкоте». Пятнадцатого числа месяца ав они разрешили отверженным взять себе жен из города Шило.

«И сделали так сыновья Биньямина… И тогда разошлись оттуда сыновья Исраэля, каждый в колено свое и в семейство свое». («Шофтим»)

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ

Эта глава нашей истории положила конец демонстрациям силы и схваткам за власть. А пятнадцатое ава стало символом примирения и единства в народе. Сказано в книге «Тиферет Шломо», что не было у народа Израиля столь добрых дней, как этот, когда колена сблизились, желая блага друг другу.

Однако последующие события вновь обнажили раскол. Сегодня, спустя почти три тысячи лет, еврейский народ по-прежнему раздроблен на части. Правда, традиционное деление на двенадцать осталось в прошлом – теперь мы разбиты на десятки «колен» разного этнического и культурного происхождения с совершенно разным мировосприятием, с пестрым букетом идеологий, с почти не пересекающимися позициями, взглядами, интересами.

Что же, собственно, соединяет нас в единый народ? Или могло бы соединить? Способны ли мы установить мир между нами? Стать братьями, а не соседями, которым, по большому счету, наплевать друг на друга?

Вопрос совсем не риторический и ответ на него еще не дан.

К БРАТСКОЙ ЛЮБВИ

В природе и в человечестве действуют две силы: любовь и ненависть.

Врожденное эгоистическое естество – это негативная сила, растущая по экспоненте. Хотя мы зависим друг от друга, но нам нет дела до других. Часто мы пытаемся нажиться за их счет, порой презираем их, порой не замечаем, порой ненавидим – на работе, на дороге, на улице, в интернете, в беспощадных политических дрязгах, в семье…

Даже если мы любим кого-то, то любим за хорошие ощущения, которые он нам доставляет, за то, что нам с ним хорошо. Как только он перестает служить поставщиком удовольствий, очарование тает, и любовь сходит на нет.

Но постойте, разве можно это преходящее чувство называть «любовью»?

Любить по-настоящему – значит желать другому добра. Более того, делать ему добро.

«Возлюби ближнего своего, как себя. Как себя, без всяких различий. Как себя, без расхождений. Как себя, без хитростей и уловок. Поистине как себя». («Месилат яшарим»)

Когда любишь человека – чувствуешь, чего ему недостает, ищешь, как доставить ему удовольствие. Словно по велению материнского инстинкта в его расширенном смысле. Вот что такое любовь. На ней стоит все – сказано в Книге Зоар. И именно к ней надо устремляться, когда в нас пробуждается ненависть, которую познали когда-то колена Израиля.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (7)

НАД РАЗДОРОМ

На самом деле таков закон диалектики: настоящую любовь можно построить только над ненавистью. Два этих чувства как два полюса нашей жизни создают поле, в котором бьется ее пульс. Вдох, выдох, шаг левой, шаг правой – все подчинено перепаду между двумя противоположными потенциалами и нескончаемому поиску равновесия между ними.

Но только особого равновесия, когда, как сказано в «Мишлэй», «все преступления покрывает любовь».

С каждым шагом в нас проявляется новый пласт эгоизма, ведущий к отчуждению, недоверию, взаимному неприятию, вражде. Нет смысла игнорировать или затушевывать эти пропасти между нами. Они естественны, более того, они необходимы, для того чтобы над ними мы задействовали положительную силу единства – той же мощи, но с противоположным знаком.

И суть здесь не в том, какая из этих сил победит, а в том, что мы сами управляем ими. В этом наша свобода – играть на разнице потенциалов, тем крепче консолидируясь между собой, чем сильнее нас рвет на части и тянет в разные стороны. Состояние покоя для нас – это динамичный баланс огромных внутренних мощностей, используемых для укрепления социальных связей.

Когда мы научимся этому, все прочие проблемы получат наконец реальное, комплексное решение. Ведь все зависит от наших добрых взаимосвязей, все стоит на любви. Иными словами, на незыблемых законах единой системы, в которой все части гармонично взаимодействуют между собой.

Вот что олицетворяет праздник Ту бе-ав, наступающий через неделю после траура девятого ава. Их близость не случайна, она подчеркивает неразрывную связь полюсов: поднимаясь над тем, что нас разделяет, мы находим друг друга и скрепляем наш союз.

Подлинная любовь раскрывается в тех, кому она действительно нужна.

Перевод О. Ицексона

Источник 

 

ШКОЛА ЧУВСТВ: ПРЕВРАЩАЕМ НЕНАВИСТЬ В ЛЮБОВЬ

За короткий период новейшей истории государство Израиль добилось впечатляющих достижений. В их числе: сильная армия, экономическая стабильность, передовое сельское хозяйство, мощный хай-тек. Мы успешны, практически, во всём, кроме одной-единственной сферы. Но что поделать, если она – ключевая, поскольку лежит в основе всех остальных.

Наша ахиллесова пята – человеческие отношения. Со времен возрождения страны нам так и не удалось стать единым, сплочённым народом. И если мы не исправим ситуацию сегодня, Израиль может исчезнуть с карты мира.

ОРЕХИ В МЕШКЕ

Недавно были опубликованы результаты обширного опроса, проведенного исследовательским центром Pew. Сбор данных занял около полугода и охватил 5600 респондентов, граждан страны.

Итоговая картина ярко иллюстрирует кризис секторальности, поразивший израильское общество. Границы между нами не размываются, а наоборот, крепнут и становятся непреодолимыми, порождая дезинтеграцию, отчуждение, взаимную враждебность.

Еврейское население страны поделено на четыре основных сектора: светский, традиционалистский (масортим), религиозный и ультрарелигиозный (харедим). Эти части общества, фактически, не пересекаются, почти не вступают между собой в супружеские отношения и исповедуют совершенно разные, часто противоположные взгляды. За исключением внешних угроз и антисемитизма, практически любая сфера жизни вызывает у нас разногласия, а порой ставит соседей и даже родственников по разные стороны «баррикад».

В точности то же самое констатировал еще в 1940 году каббалист Бааль Сулам:

«Мы похожи на массу орехов, внешне соединенных в одно целое мешком, который облегает и сдавливает их. Однако такая слитность не превращает их в единое целое… Всё, чего им недостает, – это естественной сплоченности изнутри, а вся сила их объединения порождена внешними обстоятельствами».

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (8)

Мы по-разному видим роль религии, основы государства, по-разному смотрим на институт семьи, на принципы законодательства, на арабское меньшинство. Сколько секторов, столько мнений. Причем, как правило, взаимоисключающих.

Эта грустная статистика, на самом деле, не вызывает удивления. Всё у нас перед глазами, мы живем этим каждый день: вечная напряженность на стыках, системный распад, презрение и безразличие к окружающим, скрытая и явная ненависть к инакомыслящим, нажива за чужой счет…

Так проявляет себя эгоизм – заручившись доводами ущербной логики, он раскалывает общество. И тем самым лишает нас права на землю Израиля, или на государство Израиль, что одно и то же.

САМОМНЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Итак, центральный фактор нашего разобщения, последовательно убивающий любые ростки единства, – это человеческая природа. Именно её деструктивная сила заставляет людей отвергать и ненавидеть то, что не вписывается в их представления и планы. Эгоизм правит бал, скрывая от нас ту неразрывную связь, которая существует между нами, несмотря на все различия. Ведь каждый включён в общечеловеческую сеть, но самомнение в нас раздуто до такой степени, что каждому нужен свой собственный глобус.

И потому бессильны любые социальные договора и компромиссы. Они не в силах скрепить расползающиеся части целого. Многолетний опыт сосуществования евреев в Израиле наглядно демонстрирует, что мы всё больше изолируемся, обособляемся друг от друга на этом крошечном пятачке у моря.

Даже хвалёная демократия не идёт нам на пользу. Мы не умеем цивилизованно, уважительно взаимодействовать на базе общих интересов. Еврейский народ – как Вселенная: все его части неумолимо отдаляются друг от друга. И неслучайно слово партия на иврите (מפלגה) происходит от корня, означающего разъединение, раскол: פילוג.

А может, просто расписаться в собственном бессилии? «Печально, конечно, но это ещё не самое страшное. Бывает и хуже…»

Однако развитие не прекращается, и у Природы свои планы на наш счет. Согласно каббале, мы включены в целенаправленный процесс, в итоге которого все разрозненные части – то есть мы с вами – станут действительно единым целым и будут гармонично взаимодействовать между собой. Мы просто переживаем этапы созревания и похожи сегодня на неспелый плод, который, разумеется, еще горек на вкус.

В отличие от неживой, растительной и животной природы, человеческий род эгоистичен в самой своей основе: каждый старается обеспечить себе максимальное наслаждение любой доступной ценой, даже за счёт ближних. Это диаметрально противоречит законам единой природной системы, частью которой мы являемся. Да, мы можем медлить и дальше, пока не дождёмся того, что Природа жёстко подтолкнет нас к единству. Но лучше самим «проявить инициативу» и влиться в её течение – другими словами, на человеческом уровне, в социальных отношениях осмысленно сменить приоритеты.

ЕДИНСТВО, НО НЕ ОДИНАКОВОСТЬ

Впервые мы откликнулись на зов Природы три с половиной тысячи лет назад в Древнем Вавилоне. Собственно, тогда-то мы и разделили общую судьбу при всплеске эгоистических страстей, расколовших империю на чуждые друг другу племена. Как и в современном Израиле, эти «сектора» обособились друг от друга на почве непримиримых раздоров и почти не практиковали между собой брачные связи.

Однако нашлись люди, мыслящие шире и готовые действовать. Они собрались вокруг известного вавилонского жреца Авраама, который предложил другой путь – единство вместо розни, волевую атаку на взыгравший эгоизм. Эта методика взаимодействия, мудрость социального единения со временем сделала из нас народ. Она и есть каббала.

Авраам не пытался затушевать или проигнорировать конфликты и различия. Он прекрасно понимал, что это невозможно. Напротив, каждому сектору, каждой общине или группе в социуме присущи свои неповторимые черты, которые надо беречь и развивать. Но развивать в общих интересах, приподнимаясь над различиями и скрепляя общество планомерной работой, базирующейся не на домыслах, а на знании законов Природы.

Одно из ключевых её свойств – единство противоположностей, мирно соседствующих и сочетающихся друг с другом. В каббале этот принцип обозначен так: «Все преступления покроет любовь». Иначе говоря, мы параллельно поддерживаем два уровня существования: на нижнем нас раздирают противоречия, доходящие до лютой ненависти, а на верхнем мы «покрываем» их любовью. В результате ничто не исчезает, и именно из первичного диссонанса, из разрыва между двумя «этажами» возникает новая «территория», где два полюса соединены силой более высокого порядка. И тогда оказывается, что оба они были необходимы.

КАББАЛА – ЭТО ПУТЬ ОТ НЕНАВИСТИ К ЛЮБВИ

Сегодня мы, как выразился в 1897 г. Ахад а-ам, «разрозненные люди, поневоле объединенные общим врагом». А в 1934 г., за месяц до смерти, Хаим Бялик заявил: «Главный симптом нынешней болезни – ужасное внутреннее разобщение, партийные распри, жадно пожирающая нас беспричинная ненависть».

Как видите, ничего нового. Всё тот же мешок с орехами. Вернувшись на землю Израиля, мы остались «собранием изгнанников» и до сих пор не сумели возродиться в качестве народа. Единственное, что нас сплачивает, – это яростная, неутихающая ненависть врагов, будь то террористы на улицах или антисемиты «просвещенного» мира.

Наш горизонт мрачен. Израиль держит тактическую оборону, не имея стратегии выживания здесь. Ведь даже если внешнее давление ослабнет, мы сами порадуем недругов, расслабившись и пустив на самотёк отношения в стране. Безучастие, презрение, конфликты, вражда – вот что нас ждет вместо спокойной, мирной жизни. Наша собственная взаимная ненависть разрушительна, как ничто другое. Именно она отправила нас в изгнание, и именно она навлекает на нас беды – сейчас, как и тысячи лет назад. Сегодня не побежденная, не обузданная, не излеченная любовью, она, несомненно, приведет к междоусобицам и коллапсу государства.

Именно поэтому в наши дни нашла «новое дыхание» каббала. Наука эта не читает нам мораль, ей чужды нравоучения. Она предлагает готовую, действующую методику объединения народа, единственное средство, позволяющее всем и каждому приподняться над пропастями нашего социального ландшафта.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (9)

Задача каббалы – создать нераздельное, здоровое, устойчивое общество, сохраняющее уникальные черты своих частей и в то же время цементирующее их в единое целое, в крепкую, дружную семью. Эта сила единства и есть «Высшая сила», потенциал следующей, более высокой ступени, на которую нам нужно взойти.

А затем мы поделимся своим богатством с остальными, покажем всем добрый пример человеческих отношений. И станем эталоном для мира, или – что то же самое – «светом для народов».

М. Лайтман (философия PhD, биокибернетика MSc)

 

О НАС

Кто мы такие? Мы сообщество, охватывающее широкий социальный диапазон. «Каббала ла-ам» – международное движение, в рамках которого мы изучаем науку каббала – методику объединения людей над различиями и разногласиями, вне зависимости от пола, расы, вероисповедания и языка.

У нас представлен разнообразный и богатый спектр: правые и левые, светские и религиозные, сефарды и ашкеназы, евреи и неевреи. Мы сохраняем и реализуем уникальность каждого, вместе собирая кусочки многоцветной мозаики в одно неразрывное целое.

Каждый из нас начал этот путь, задавшись вопросом о смысле жизни. Мы черпаем знания и вдохновение от одного из величайших духовных лидеров еврейского народа – ведущего каббалиста XX столетия Бааль Сулама.

Нас соединяет общее устремление – построить лучшее общество, лучшее будущее, согласно советам каббалистов. С их помощью мы учимся видеть и понимать реальность через призму равновесия и гармонии, в подъеме над всем, что нас разделяет.

Из науки каббала мы знаем, что вектор развития ведет человечество к мировому единству. Только оно позволит каждому максимально реализовать свой потенциал, наполнить жизнь радостью и подлинным смыслом. Выстраивая добрые взаимосвязи с другими, человек благотворно влияет на все сферы своей жизни.

Основная часть нашей деятельности ведется в израильском обществе, расколотом глубочайшими противоречиями. Мы создаем атмосферу тепла и взаимопонимания, причастности и безопасности, равновесия и взаимного поручительства. За пределами Израиля мы фокусируемся, главным образом, на адекватном противостоянии антисемитизму, которому науке каббала есть что противопоставить.

Мы уверены в том, что открытый, честный подход, базирующийся на древней мудрости, послужит той общей лодкой, на которой мы все вместе устремимся в мирное, счастливое будущее. От всего сердца приглашаем вас написать новую главу в истории народа Израиля.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №4 (10)

 

СКАЧАТЬ ГАЗЕТУ

Можно с этим спорить и не соглашаться, но аналога еврейскому феномену нет и не было. Во все времена среди всех стран и народов.

Спецпроекты