Статья

Народ №5

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Народ №5

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Мы, группа людей, изучающих каббалу как методику объединения, решили продолжить дело, начатое величайшим каббалистом 20-го века Бааль Суламом. Мы уверены, что его слова, наполненные тревогой и болью, актуальны сегодня, как и тогда:

Газета «Аума» – это новое слово на еврейской улице: она выходит в межпартийном формате. Что такое «межпартийная» газета? – спросите вы. Как может газета служить одновременно всем партиям, несмотря на существующие меж ними противоречия и разногласия? Действительно, это своего рода творение, родившееся при стесненных обстоятельствах в тяжких и жутких родовых схватках…

РОШ А-ШАНА, АДАМ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (1)

Еврейский календарь открывает праздник Рош а-Шана (Новый год). Считается, что в этот день родился самый первый человек – Адам. Каббалистические источники объясняют, о чем на самом деле идет речь. В этот день, а точнее говоря, 1-го тишрея 3760 лет до нашей эры, человек по имени Адам ощутил высшую управляющую силу. Именно с этого дня и началось летоисчисление.

Давайте на этом остановимся и поговорим о другом Адаме. Дело в том, что «Адам» – это также каббалистический термин, обозначающий особую программу, которая управляет уникальной системой, известной нам под названием «человечество». В свое время программа дала сбой. Не будем говорить сейчас, почему так произошло, поскольку это отдельная, большая тема. Скажем лишь, что на языке Торы это событие называется «грехопадение Адама», а на языке каббалы – «разбиение».

В действительности, мы так сегодня себя и ощущаем – отдельными, не связанными между собой объектами. Считается, что только самовосстановление позволит вывести систему и входящие в нее элементы на уровень порядком выше, чем они были до разбиения. Показательно, что имя Адам расшифровывается сочетанием слов «Эдомэ ле эльен», то есть «уподоблюсь Высшему».

Название праздника «Рош а-Шана» – дословно «Голова года» – говорит о том же. Стать головой, значит подняться на уровень выше. По этой причине на праздник принято есть голову рыбы. Тем самым подчеркивается, что мы хотим быть головой, а не хвостом. Гранатовые зерна олицетворяют отдельные части, то есть нас с вами, тех, кто должен стать единым целым. Яблоки с медом говорят об исправлении, иначе говоря, подслащении отдельных элементов.

Важно отметить, что единение, о котором идет речь, строится не на стирании различий между объектами, а, если можно так сказать, на подъеме над этим различиями. В этом, кстати говоря, коренное отличие от всех тех видов объединения, которые нам известны.

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Тишрей – месяц начала года в еврейском календаре (приходится на сентябрь-октябрь).

За Новым годом (Рош а-Шана) следуют десять «дней трепета». Этот период символизирует общие, решающие усилия еврейского народа при переходе к новой ступени взаимоотношений с миром. В этом случае, десятого тишрея, в Судный день, внутри себя мы находим причины всех своих несчастий и понимаем, чтó надо делать.

Считается, что в гранате, который принято подавать на Рош а-Шана, находится 613 зерен. Это количество соответствует 613 разрозненным желаниям человека, которые возможно объединить единым намерением.

 

ЙОМ-КИПУР

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (2)

Йом-Кипур – «День искупления» или «Судный день» – наступает через десять дней после еврейского нового года, Рош а-Шана. Этот праздник считается одним из важнейших праздников в еврейской традиции. В этот день постятся (не пьют и не едят), не моются, не используют духи, косметику и масла, не носят изделия из кожи (обувь, ремни, ремешки…), и запрещены супружеские отношения.

Накануне совершают обряд «капарот» (искупление). В праздник никто не работает и не ездит на машинах. Многие евреи, даже светские, соблюдают пост и идут в синагогу.

В этот день существует обычай надевать белые одежды и желать друг другу легкого поста и хорошей записи (гмар хатима това) в Книге Жизни.

Эта сторона праздника достаточно хорошо известна многим. Между тем все еврейские праздники включают в себя внутреннюю, актуальную во все времена информацию, и Йом-Кипур не исключение. Речь идет о книге пророка Йоны, которую принято читать в этот день.

История начинается с того, что Творец приказывает пророку Йоне отправиться в языческий город Нинве и объявить жителям об их грехах. По сути, он получил задание, подобное тому, которое в свое время получил праотец Авраам. Йона должен рассказать жителям города о принципах братства и взаимной любви, которые помогли когда-то Аврааму создать единый народ из разноплеменных вавилонян.

Как тогда, так и сегодня подобные идеи воспринимаются однозначно – это абсолютно нереально. Неудивительно, что вместо того чтобы немедленно приступить к исполнению миссии, Йона ударился в бега. Добравшись до порта, он покупает место на корабле и спешно отплывает в открытое море. Но на этом приключения Йоны не заканчиваются, потому что корабль попадает в сильнейший шторм. Когда положение стало угрожающим, матросы в панике начали выкидывать за борт лишние вещи и возносить молитвы своим богам. Между тем Йона, как ни в чем не бывало, отправляется в трюм… спать.

Перед нами прямая аналогия с происходящим в наше время на нашем общем корабле – нашей планете. Те, кто может спасти наш общий корабль, что называется, спят.

Израиль должен существовать не в качестве обособленной части человечества, а в качестве всеобщего духовного достояния, в котором должны собраться воедино все индивидуальные различия, для того чтобы возвыситься вместе с ним (человечеством), повлиять на него и подвергнуться его влиянию…

Рав Авраам Кук

Далее в повествовании наступает кульминация. Капитан находит крепко спящего Йону и требует, чтобы тот, как и все остальные, начал молиться за спасение корабля. Уже на палубе Йона признается, что бежал от Творца. Матросы в ужасе, они не знают, что им делать дальше.

Казалось бы, в этой ситуации Йона должен раскаяться и согласиться выполнить задание. Но этого не происходит. Йона предлагает матросам… выбросить его за борт.

Здравый смысл, жизненный опыт – все говорит Йоне о том, что порученное задание невыполнимо. Легче умереть, чем изменить отношение человека к принципу «возлюби ближнего, как самого себя». Однако попытка Йоны таким образом уклониться от задания проваливается, поскольку относительно Йоны, как и относительно всего еврейского народа, существуют другие планы. Именно поэтому герой повествования не погибает – его проглатывает огромная рыба. В итоге, после пребывания внутри рыбы, Йона все-таки отправляется в Нинве и выполняет возложенное на него задание…

На этом основная канва истории заканчивается, и можно подводить итоги.

Йом-Кипур – это тот самый день, когда принято оценивать нашу деятельность в прошедшем году. Морская буря, в которую попал корабль Йоны, прекрасно иллюстрирует то, что происходило и происходит в мире. Постепенно все больше людей на планете понимают, что именно в наших взаимоотношениях заключаются суть проблемы и ее решение одновременно.

Еврейский народ был изначально создан на принципе «возлюби ближнего, как самого себя». Эта идея находится внутри народа, как ДНК в клетке. Поэтому от реализации идеи единства невозможно уйти, убежать, уплыть и даже улететь. Единство должно воплотиться в жизнь, как на уровне народа, так и на уровне всего мира…

…народ Израиля выполняет здесь роль «проводников». В той мере, в которой народ Израиля соединяется сам, он передает методику достижения вечности и совершенства остальным народам, обучит ей народы мира, как сказано: «И все познают Меня, от мала до велика».

Бааль Сулам

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Йом-Кипур – это не траур и не скорбь, а очень высокий духовный уровень. Поэтому, несмотря на то, что молящиеся повторяют такие слова, как «искупление», «суд», «грехи», «прощения», «преступник» и так далее, этот день считается праздничным.

«Преступник» – это состояние, в котором человек, раскрывая любовь к себе, таким образом, обнаруживает, что он преступник. Любовь к ближнему – это высшая ценность, поэтому любовь к себе называется «преступление».

Духовный уровень объединения, который символизирует «Йом-Кипур» противоположен и, вместе с этим, предшествует уровню максимальному возможному, который олицетворяет праздник радости и веселья – Пурим. Слово «кипур» состоит из двух ивритских слов «ки» и «пур» – как Пурим.

 

СУККОТ

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (3)

Еврейские праздники, как и самих евреев, отличает одна особенность. Они у всех на виду, о них написано бесконечно много, однако, что они представляют собой на самом деле, почти ничего неизвестно. Осенний праздник Суккот не является исключением из этого правила.

Внешние атрибуты праздника достаточно сложны и трудоемки. Нужно выстроить особое строение – сукку. Необходимо подготовить, так называемые, четыре миним – четыре вида растений: лулав (пальмовая ветвь), адасим (ветки мирты), аравот (ветки ивы), этрог (цитрусовый плод). Кроме всего прочего, праздник сопровождают особые молитвы и ритуальные действия. Спрашивается, зачем все это? Неужели лишь для того, чтобы отпраздновать сбор урожая или/и напомнить о скитаниях евреев после выхода из Египта, как говорят об этом многие комментаторы? Может быть, мы знаем не все…

Вначале вспомним об атрибутах праздника Суккот.

Сукка – это временное жилье, которое строят специально для праздника. В ее устройстве есть много тонкостей. Однако главное внимание оказывается кровле. Она делается из отходов, взятых из гумна и винодельни, то есть из отходов производства хлеба и вина, и это не случайно. Оказывается, хлеб олицетворяет особую силу, называемую «свет Хасадим», вино символизирует другую силу – «свет Хохма».

Эти и другие силы, о которых пойдет речь, существуют в природе, но приборами, которые имеются в распоряжении современной науки, они не улавливаются. Дело в том, что речь идет о силах и явлениях, которые тем или иным образом воздействуют на то, что мы называем «эго». По сути, речь идет о настоящей методике, имеющей свою особую терминологию. О том, что эта методика существует и что она работает, говорит один хорошо известный факт.

…каждый из народа Израиля полностью отказался от эгоистической любви к себе, и все их стремления были направлены на благо ближнего, во исполнение заповеди «возлюби ближнего, как самого себя»…

…когда, объединившись в единый народ, стали как один человек с од­ним сердцем, тогда лишь стали годными для получения Торы.

Бааль Сулам.

О том, что евреи когда-то стояли у горы Синай в ожидании получения Торы, знают многие. Но мало кто задумывался, о чем на самом деле идет речь. А ведь произошло невероятное. Заповедь «возлюби ближнего» была реализована целым народом! При всем при этом мы прекрасно осознаем, что заставить или научить любить ближнего невозможно, поскольку человек «неизлечимо болен» заботой о самом себе. Конечно, существуют исключения, но общей картины это не меняет. Таким образом, лишь изменив каким-то образом природную эгоистическую составляющую человека, мы сможем говорить об изменении отношения к ближнему.

Праздники, включая Суккот, передают нам информацию о том, как «здоровый эгоист» переходит к состоянию «как один человек с единым сердцем».

Например, те четыре вида растений, о которых было сказано ранее, символизируют четыре промежуточных состояния на пути от «просто человека» к «человеку исправленному».

Сразу налетает шквал вопросов. Почему четыре? С чем это связано? Почему именно эти растения, а не другие? И что значит «исправленный»?

Во время праздничного ритуала четыре растения (миним) берут в руки, подразумевая, что лишь преодолев четыре состояния, можно прийти к объединению с другими людьми. «Взять в руки» – это значит, что процесс перехода к исправленному состоянию можно контролировать и направлять!

Семь дней, которые длится праздник, соответствуют получению семи видов «светов» (воздействий), которые определяют характер и уровень объединения. Они называются: хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, есод, малхут.

Кульминация наступает в последний день праздника, который называется «Шмини-Ацерет» и «Симхат Тора». Он символизирует высшую степень объединения. Нетрудно догадаться, что праздник включает в себя еще множество элементов, требующих объяснений. И все-таки главное – не забывать, что праздники это не просто традиции, это напоминание, что стать единым народом нам, с одной стороны, еще предстоит, а с другой стороны, такая возможность реально существует.

В заключение хочется напомнить, что в те недолгие периоды истории, когда еврейский народ был «как один человек с единым сердцем», друзей у него было много, а враги предпочитали с ним не связываться. К сожалению, сегодня ситуация несколько иная. Отношения между людьми далеки от идеальных, а врагов гораздо больше, чем друзей.

Как бы там ни было, хочется пожелать, чтобы чудо единения, иначе это не назовешь, произошло и как можно скорее. Тем более этого от еврейского народа ждут все.

Израиль должен существовать не в качестве обособленной части человечества, а в качестве всеобщего духовного достояния.

Рав Авраам Кук

 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Понятие «отходы» выражает наше изначально пренебрежительное отношение к единству.

Построить сукку и накрыть ее кровлей – значит поднять ценности объединения над раздорами, возвысить ценность объединения в своих глазах. Кроме того, постройка сукки – дело непосильное для одиночки. Здесь необходима взаимная поддержка, помощь окружения.

В Суккот вечером принято приветствовать гостей (ушпизин): Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Аарона, Йосефа и Давида. Каждый из них символизирует определенное свойство в человеке.

Миним – четыре растения символизируют отношение человека к ценностям объединения.

Арава (верба) – в ней нет вкуса и нет запаха. Важность единства не воспринимается разумом и не ощущается.

Адас (мирт) – нет вкуса, но есть запах. Разум согласен, но отсутствует ощущение.

Лулав (пальмовая ветвь) – есть вкус, но нет запаха. Есть ощущение, но разум не принимает.

Этрог (цитрус) – есть вкус, и есть запах. Согласие разума и ощущения.

 

О. Ицексон

 

АНТИСЕМИТИЗМ ДЛЯ ИЗРАИЛЬТЯН

Объяснить, что такое антисемитизм, – человеку, который это не почувствовал, что называется, на собственной шкуре, – очень трудно, если вообще возможно.  Поэтому для уроженцев Израиля, сабр, – эта тема практически недоступна. Рассказы о Холокосте, памятные даты, посещение Яд Вашема и даже экскурсии в концлагеря вызывают сочувствие, но все-таки не сопричастность.

Отсюда краткое резюме. Рассказы об антисемитизме – неравноценная замена личному опыту и не вызывающему разночтений обращению: «жидовская морда». По этой причине, несмотря на свое обилие, сообщения СМИ об антисемитских инцидентах в Европе и США погоду в миропонимании коренных израильтян не делают.

Однако с недавних пор ситуация начала меняться в «лучшую» сторону. Процесс вовлеченности, а значит и осознания антисемитизма, начался. Один мой знакомый сабра, назовем его Илан, зная мой интерес к этой теме на днях связался со мной и с жаром рассказал о своем «открытии антисемитизма».

События, о которых пойдет речь, происходили между 7.07.19 и 19.07.19. в Англии. Илан в составе съемочной группы побывал в мировом академическом флагмане – Оксфордском университете. В стенах St. John’s College, одного из колледжей университета, проходила междисциплинарная международная конференция. Форум был посвящен исследованиям в области современного  антисемитизма.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (4)

Киногруппа занималась съемками ученых, приехавших, большей частью, из Великобритании, Франции и Северной Америки. Поскольку должность Илана – звукооператор, он не только видел, но и слышал, о чем рассказывали приехавшие на форум профессора. А рассказывали они массу поразительных вещей. То, о чем гремят СМИ, он узнал, что называется, из первых рук.

По словам профессоров, градус антисемитизма в университетских кампусах просто зашкаливает. Дело даже не в конкретных случаях. Речь идет об общей царящей там атмосфере.

Несколько эпизодов произвели на Илана особое впечатление. Одна женщина-профессор во время рассказа об антиизраильских и антиеврейских   инцидентах в ее родном кампусе разволновалась до такой степени, что даже заплакала…

Другой запомнившийся момент связан с пожилым ученым. Свой рассказ о том, как международная организация «Братья – мусульмане» с помощью финансовых вливаний фактически захватила его университет, он закончил горьким признанием. По его мнению, точка невозврата пройдена, а он лично живет лишь в ожидании того дня, когда сможет тихо уйти на пенсию…

Однако больше всего Илана поразило нечто другое. Во время этих бесед регулярно возникал один и тот же вопрос: «Что можно противопоставить сегодняшнему антисемитизму?» Вопрос далеко не праздный и к тому же обращенный к людям, которые являются специалистами в этой области.

Абсолютное большинство сошлось на том, что нужны эффективные образовательные программы, параллельно с особыми межправительственными мерами юридического характера.

Несколько человек резко выделялись из академического хора. По их словам, просматривается взаимосвязь между теми общественно-центробежными  тенденциями, которые в последние годы происходят в Израиле, и тем резким ростом антисемитизма, который наблюдается в мире. Они провели параллели между последними событиями в Израиле, связанными с религиозными и эфиопскими демонстрациями, с теми волнами антиизраильских и антиеврейских протестов, которые прошли по миру. Особо было отмечено, что в этот раз на Израиль, кроме обычных ярлыков, навесили еще и ярлык расистского государства.

И еще одно необычное наблюдение. По мнению этих ученых, мировое сообщество в большей степени интересует не израильско-палестинский конфликт, а то, чем и как живет израильское общество…

Идя от обратного, специалисты предположили, что налаживание позитивной общественной атмосферы в Израиле может, в свою очередь, положительно повлиять на отношение как к Израилю, так и к евреям в целом. Илан сказал, что кто-то из них даже произнес фразу: «Возлюби ближнего как самого себя»…

Выслушав рассказ Илана, я подумал, что к данной истории как ничего лучше подходит выражение: «новое – это хорошо забытое старое». Сегодня зарубежные профессора приходят к тем же выводам, к которым тысячелетия назад пришли еврейские пророки. Да что пророки, еврейские мыслители последних поколений говорят, в общем-то, о том же:

Под «еврейством» следует понимать лишь духовную ориентацию, особую психическую структуру, представленную как возможную для всех людей, которая в историческом еврействе просто обрела свое самое грандиозное воплощение. И правильность такой точки зрения подтверждается ничем иным, как антисемитизмом.

Отто Вейнингер

Проблема заключается не в том, кто об этом говорит. Евреи, как раньше, так и сегодня, никак не могут согласиться с тем, что особое отношение к ним – это не каприз истории, а гораздо более глубокое явление, от которого просто так отмахнуться не удастся.

 

Мы, евреи, есть и должны оставаться носителями и стражами духовных ценностей. Но мы так же должны осознавать, что эти духовные ценности есть и всегда будут целью всего человечества.

А. Эйнштейн

М. Бруштейн

 

 

«ЧТО ПРАВИТ МИРОМ?»

или

«В ТИСКАХ ДВУХ ЭВОЛЮЦИЙ»

«Почему белые зебры с черными полосками

ненавидят черных зебр с белыми полосками?»

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (5)

 

Естественный отбор Дарвина

В середине 19 века Чарльз Дарвин сделал вывод о длительной эволюции живой природы. Cейчас слово «эволюция» привычно нашему слуху, а тогда, после выхода в свет в 1859 году его книги «Происхождение видов путём естественного отбора…» – это прозвучало как взрыв.

Конкуренция и борьба за выживание, сильный пожирает слабого – вот грубая интерпретация теории Дарвина. В Природе всем правил эгоизм!

 

Альтруизм?

Князь Пётр А. Кропоткин – не только потомок Рюриковичей и наследник богатых имений, но ученый-энциклопедист, для которого социология, философия, политика, история, география, этнография, сельское хозяйство и кооперация, литература и этика, публицистика и политэкономия входили в перечень научных интересов.

Природа, по Кропоткину – это гармоничная система, с моралью и альтруистическим поведением особей, которое полезно для выживания групп, и они всегда будут побеждать эгоистические и быстрее размножаться.

Суть теории «родственного отбора» очень хорошо выразил позже великий биолог Джон Холдейн – единицей эволюции является не отдельная особь, а популяция в целом. Откуда вывод – в Природе всем правит альтруизм!

 

«Эгоистичный ген»

Ещё Дарвин прекрасно понимал, что в Природе существует сила, сдерживающая процесс естественного отбора, – когда количество эгоистов в популяции превышает критический уровень, она вымирает, как пожирающие друг друга пауки в банке.

В 1930-х годах оформилась «единая синтетическая теория популяционной генетики». В ней определились черты нового подхода: старение и смерть – весьма непродуктивны для индивидуумов, но логичны для продления жизни их генов после завершения процесса размножения.

Живая Природа устроена так, что организмы совершают действия, выгодные не нам, а нашим генам. Поэтому столь знаменит эпитет, предложенный Р. Докинзом – «эгоистичный ген». А мы – лишь «тупые машины» для переноса наших генов из поколения в поколение. Откуда вывод, – в Природе всем правит эгоизм!

 

Альтруизм или эгоизм?

Там, где есть популяция, всегда есть место и для общественных отношений. В середине 1960-х Уильям Гамильтон связал альтруистичное поведение животных с наличием у родственников идентичных генов, и доказал на примере насекомых, что они оставляют больше копий своих генов, не размножаясь, а помогая выводить потомство своим сестрам. И т.о. альтруистическое сотрудничество в муравьиной колонии – это видимость. Этот альтруизм легко объясняется «эгоистичным геном» Докинза. И получается, что в Природе всем правит эгоизм, облаченный в альтруизм!

 

Уравнение Дж. Прайса

Точку в этом вопросе поставил выдающийся генетик-самоучка американец Джордж Прайс. В середине 1960х он вывел уравнение, объясняющее самую суть альтруизма. Его уравнение – из разряда фундаментальных, таких, как уравнения А. Эйнштейна или Л. Больцмана, связывающие материю и энергию, энтропию и информацию.

Уравнение Прайса касается всех существ, выполняющих репродуктивную функцию, независимо от того, люди это, растения или самовоспроизводящиеся роботы. Оно доказывает, что чистого альтруизма без примеси извлечь собственную выгоду в нашем мире не существует. В Природе всем правит эгоизм, облаченный в альтруизм!

 

В тисках двух эволюций

Если основа эволюционного развития всего живого – это отбор и перенос генетической информации посредством «родственного альтруизма», коим в реальности является «групповой эгоизм», то именно этот закон Природы делит нас на «своих» и «чужих». И получается, что организованная преступность, нацизм, антисемитизм, расизм, правые, левые, верные и неверные – всё это обусловлено нашей биологической эволюцией!

Другая эволюция, технологическая, уже привела человеческое сообщество к глобальному кризису планетарного масштаба, который лет через 30-50 начнет проявлять себя через предсказуемую футурологами «сингулярность» (период, когда кризисы начнут развиваться максимально быстро и взрывообразно, но главное – непредсказуемо) с ожидаемой сверх-массовой безработицей, с лёгкостью доступа к ОМП, ядерным технологиям.

 

Подсказки Природы

Перед человечеством встаёт традиционный вопрос: Что делать? Со всем этим нам надо выживать, и Природа толкает нас к осознанному изменению нашего будущего. В её рамках существуют такие явления как синергия, эмерджентность, симбиоз, кооперация (жизнь единым сообществом-организмом, в единстве, во взаимопомощи).

Надо использовать эти подсказки, – нам они даются не для того, чтобы нам жилось лучше, а чтобы выжить в самый опасный, как считают многие учёные, период с момента зарождения жизни на Земле 4.5 млрд. лет назад.

Как это сделать? Общеизвестна фраза Альберта Эйнштейна, что нельзя решить проблему на том уровне, на котором она создана. Эту же точку зрения высказывал Макс Планк, её же строго математически доказал Курт Гёдель. Нам необходимо освоить новый уровень мышления, чтобы посмотреть на наш мир как бы со стороны!

Интересный выход из сложившегося положения предлагает метод интегрального образования, т.н. «Круглая Методика», основанная на древней мудрости науки каббала, которая по определению известного учёного-каббалиста 20-го века Бааль Сулама «…описывает причинно-следственный порядок нисхождения Высших сил, подчиняющихся постоянным и абсолютным законам,.. для того, чтобы раскрыть человеку в этом мире Высшую управляющую силу…».

Почти 6000 лет она успешно практикуется специалистами и теперь призвана выйти на авансцену. С ее помощью можно научиться жить в единении друг с другом и Природой, как клетки в теле здорового организма, – себе только необходимое, остальное на благо общества.  Только таким образом мы сможем избежать надвигающейся катастрофы.

Учебу следует организовать как работу, за которую людям будут платить зарплату! Заменить ею подачки-пособия по безработице (социалы, фуудстэмпы, карточки), ведущие к депрессиям, наркомании и бандитизму. Это будет даже не «безусловный базовый доход», практикуемый в ряде стран. Тут люди научатся понимать суть происходящего, станут нужными друг другу, и, что важно, – самим себе, в конце концов.

Это и будет выход из эволюционного тупика. Только так мы сможем выжить!

 

В. Плинер, Ph.D.

 

 

КАК ИЗРАИЛЬ ВЛИЯЕТ НА МИР 

Мы склонны полагать, что не можем оказывать прямого влияния на мировые катаклизмы, особенно если они происходят вдалеке от Израиля. На самом деле мы находимся в самом центре событий, и только от нас зависит, хорошо или плохо пойдут дела. Израиль – корень всей мировой неразберихи.

Ситуация на планете осложняется день ото дня. Мрак, зло и ненависть растут головокружительными темпами, угрожая всему человечеству под видом террора, финансовых кризисов, экологических бедствий, бесконечных войн и жутких коллизий между людьми, народами и государствами.

Нам трудно вникнуть в смысл слов рава Кука:

“Вся мировая шумиха переходной для мира эпохи, в которую мы живем, происходит в основном именно из-за народа Израиля”.

Мы не в силах разглядеть, что находимся не под ударом, а на прицеле у всех. Мы предпочитаем игнорировать предупреждение другого каббалиста прошлого века – Бааль Сулама:

“В таком поколении все разрушители народов мира поднимают голову, желая, главным образом, уничтожить и истребить народ Израиля”.

Некоторые «смельчаки», признавая справедливость этих слов, относят их к прошлому, к нацистскому кошмару, который, по их мнению, уже не повторится. Но разве помогут нам «заклинания» типа: «Никогда больше», «Впредь не допустим»? И поможет ли нам собственная страна, если она не желает взглянуть в лицо истине и признать очевидное: не только наши соседи по региону, но всё человечество «легко и непринужденно» может воссоздать те условия, при которых была уничтожена треть народа Израиля.

Уже после Второй мировой, в 50-х годах, при становлении государства Бааль Сулам написал:

“Думаю, мир поверит мне: конец мира надвигается стремительными шагами, и народ Израиля будет испепелён раньше остальных народов, как это случилось в прошлую войну. Поэтому сегодня сложились хорошие условия для пробуждения мира, чтобы люди приняли единственное лекарство…”

Время, действующее против нас, и беспомощность, которую, хотя бы отчасти, испытывает каждый еврей в мире, – всё это требует реального ответа. Нам необходимо связать слова каббалистов с действительностью и выработать решение, которое покончит с бесконечными угрозами.

 

«Бедствия приходят в мир только из-за народа Израиля»

Современная глобализация накрепко связала Израиль с человечеством, или, в терминах каббалы, с «семьюдесятью народами». «Весь мир представляет собой единое общество», – пишет Бааль Сулам. А Книга Зоар называет народ Израиля сердцем мира.

“Как органы тела не смогли бы существовать в мире даже мгновение без сердца, так и все народы не могут существовать в мире без народа Израиля”.

Нынешний глобальный кризис вызван тем, что мы – как страна, как народ – не выполняем свою задачу должным образом. Кризис всё больше подчеркивает зависимость мира от нас. Вот что говорит об этом рав Кук:

“Становление мира, обрушивающегося сегодня в пучину ужасных бурь от кровавого меча, требует становления народа Израиля. Становление народа и раскрытие его духа – суть одно целое, полностью объединенное со становлением мира, который рассыпается в ожидании силы, полной единства и высоты”.

Объединяясь, как один человек с одним сердцем, мы транслируем на мир воздействие позитивной силы. А в её отсутствие усиливается негатив, ведущий к разобщению и ненависти между людьми. Именно эта отрицательная сила заставляет народы видеть, чувствовать в Израиле источник мирового зла. Предоставим слово Бааль Суламу:

“Факт, что народ Израиля ненавистен всем народам – в силу религии, национальности, капитализма или коммунизма”.

Их обвиняющий перст находит свое отражение в резолюциях ООН, в политике, в нападках самых разных людей и организаций. Глобальный, взаимосвязанный мир не оставляет свободы действий: дипломатическая изоляция, подкрепленная экономическим бойкотом, легко задушит нас и покончит с государством Израиль. Этот сценарий, возможно, даже опаснее военных угроз.

 

Решение – в тайной науке

Лекарство от человеческого раскола первым нашел Авраам – родоначальник еврейского народа. Примерно 4000 лет назад в Древнем Вавилоне он реализовал методику, охватывающую два уровня отношений между людьми. На одном из них действует отрицательная, эгоистическая сила разобщения, отбрасывающая нас друг от друга, а на другом – позитивная сила единения и любви, заложенная в Природе.

Авраам научился соединять эти силы, формируя в людях двухуровневое отношение к миру – так чтобы «все преступления покрывала любовь». Эта методика и есть наука каббала.

Большинство считает её «тайной мудростью». Действительно, долгие века сокрытия и таинственный покров породили вокруг неё многочисленные мифы, слухи и несостоятельные умозаключения. Настало время открыть эту древнюю методику всем – ведь без неё сегодня не обойтись ни народу Израиля, ни человечеству в целом.

Все ведущие каббалисты, обладавшие глубочайшими знаниями о мире, объясняли, что в критической ситуации, такой как нынешняя, необходимо планомерно воплощать эту науку в жизнь, исправляя взаимоотношения между людьми. Величайший каббалист Ицхак Лурия (Ари) сказал в свое время:

“Если бы мы занимались каббалой, приблизилось бы избавление, ибо всё зависит от занятий этой наукой”.

Знания каббалы требуются нам для того, чтобы уберечься от поджидающих на историческом пути опасностей, выжить в качестве народа и сохранить страну. Рабби Калонимус Кальман Эпштейн:

“Когда есть в народе Израиля любовь, единство и дружелюбие друг к другу, не грозят им никакие бедствия. Тем самым устраняются все проклятия и страдания”.

 

Что такое Тора по каббале

Во всех поколениях основное послание каббалистов не претерпевало изменений: «Возлюби ближнего, как самого себя». Рамбам сформулировал это так: «Всё, чего желаешь себе от других, делай братьям своим». Любовь к ближнему – величайшее правило Торы.

Говоря о Торе, каббалисты, прежде всего, имеют в виду ту особую «приправу», которая способна совладать со «злым началом» – иными словами, с силой разобщения. В данном случае «приправа» делает «кушанье» годным к употреблению – обуздывает наш естественный эгоизм, так чтобы он работал на общую пользу.

По каббале Тора – это намного больше, чем скрупулезное соблюдение обычаев. Книга Зоар предупреждает:

“Горе человеку, который считает, что Тора просто рассказывает истории… Все слова Торы – это высшие тайны”.

Добавляет к этому рабби Авраам ибн Эзра:

“Все заповеди, записанные в Торе или установленные праотцами, – хотя бóльшая их часть исполняется действием или словами – все они призваны исправлять сердце”.

А Бааль Сулам подытоживает:

“Только путем распространения каббалы в массах мы удостоимся полного избавления. Сказали мудрецы: “Кроющийся в ней свет возвращает к Источнику”. И разъяснили это с четким намерением показать нам, что только свет, содержащийся в ней… способен возвратить человека к Источнику. Так что и индивидуум, и народ выполнят предназначение, ради которого были созданы, только через постижение внутренней части Торы и ее тайн”.

 

Всё – для единства

К сожалению, некоторые круги активно противятся широкому распространению каббалы. А между тем, сегодня мы нуждаемся в ней как никогда. Ведь она – ключ к сохранению страны и народа. Испокон веков взаимная вражда била по нам бумерангом: когда каждый тянул в свою сторону, народ Израиля ослабевал внутренне и внешне. Разобщение влекло за собой беды и войны, в результате которых мы потеряли Храм и утратили независимость. Пишет об этом рав Махараль из Праги:

“Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, когда разъединились их сердца, и разделились, и стали недостойны Храма – единства народа Израиля”.

Пав из братской любви в беспричинную ненависть, мы перестали жить как народ, по учению Авраама. С тех пор мы раздроблены и всё больше отдаляемся друг от друга. Наша высшая ценность – любовь к ближнему – становится чуждой, формальной, бессодержательной.

Но нельзя сдаваться, ведь именно эта внутренняя борьба решит нашу судьбу. Мы должны упорно сражаться за свое единство, за исход из рассеяния, который на самом деле ещё не завершен. Ведь даже в Израиле мы рассеяны по бесчисленным островкам в море взаимных распрей – и понятия не имеем, как возродиться в качестве единого народа. Вот почему Бааль Сулам начинает один из своих трудов с веления времени:

“Прежде всего, я нахожу крайне необходимым разбить ту железную стену, которая отделяет нас от каббалы со времен разрушения Храма и далее, вплоть до нашего поколения, – стену, что обременила нас столь тяжко…”

 

Время каббалы

У нас нет выбора, мы просто обязаны соединиться. И для этого необходимо воспользоваться методикой Авраама, методикой каббалы, которая учит создавать верные социальные связи на всех уровнях общества. Их суть и есть «любовь к ближнему».

Лишь тогда всё придёт в равновесие и успокоится. Мы станем примером единства для всех и тем самым выполним предназначение народа Израиля, кратко и ёмко сформулированное равом Куком:

“Цель народа Израиля – объединить весь мир в одну семью”.

Довольно игнорировать и отвергать каббалу. Дело не в ней. Она – средство нашего продвижения, мост в доброе будущее, которое не наступит само по себе, но станет плодом нашего единства.

 

М. Лайтман (философия PhD,  биокибернетика MSc)

 

ПОСЛЕ НАВАЖДЕНИЯ 

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (6)

Древний, не стареющий народ с неисчерпаемым потенциалом, энергичный, бесконечно креативный – и бесконечно расколотый. Выборы расщепляют нас до атомарного состояния, и каждый раз под мощными шквалами агитации мы забываем главное: разногласия должны не разобщать, а дополнять друг друга. Мы не умеем приподниматься над ними и правильно использовать их ради общих интересов, ради общего доброго будущего.

Предвыборная кампания, как обычно, вскипела и перебродила, едва успев начаться. Дело даже не в тех, кто агитировал за своих лидеров, за свои партии, за свои взгляды, не в тех, кто критиковал, обвинял, бранил, дискредитировал, будоражил Сеть, не в тех, кто закатывал глаза и демонстративно рукоплескал, не в тех, кто зазывал и кто отдыхал.

В конце концов, всё это часть демократии, какой мы ее слепили. Всё это более или менее легитимно, пока законно.

Щемящее ощущение после выборов осталось не оттого, что победа предсказуемо ускользнула от всех. На самом деле нас гложут и донимают не политические распри, а намного более глубокие трещины, настоящие пропасти, заглядывать в которые не желает никто. Потому что там нет места слоганам и самомнению, там нет частной правоты, там одна правда на всех. И мы не знаем, как ее достичь.

Лоскутный народ, сшитый наспех, по-любительски, лишенный общей основы, общего знаменателя, возводящий свои здания на подтопленной эгоизмом земле. Мы давно уже такие. Если и есть в нас сегодня что-то неизбывное, непреходящее – это наши внутренние противоречия, наши конфликты, зашпаклеванные нелепой, высосанной из пальца идеологией, которую государство не в силах насадить повсеместно даже на школьном уровне. О единении у нас, в лучшем случае, вещают для галочки.

Мы периодически ходим на избирательные участки, но не умеем выбирать единство каждый день. Упрямо пренебрегаем тем, без чего наш народ существует только на бумаге, на словах, на догмах. В результате страна у нас есть, а народа нет. Только его клочки, поневоле живущие бок о бок.

Без единства мы не нужны друг другу, не нужны миру. Без единства мы приносим социальные ценности в жертву на идеологических алтарях. Без единства мы сильны лишь мозгами. Отсюда все наши стартапы, экзиты, технологии, цветущая земля среди ближневосточных пустынь, качественное превосходство над врагами. Мозгами мы сильны, да – но сердцá нас предают. Взаимная ненависть, из-за которой мы оказались в изгнании, доминирует по-прежнему, чем бы мы ее ни прикрывали.

И потому, если разобраться, нет разницы в том, за кого мы проголосовали, будь то Нетаниягу, Ганц, Либерман или другие. Перед главной нашей бедой правые и левые, светские и религиозные, такие и сякие радикалы одинаково равны и беспомощны. И неважно, кто сформирует следующее правительство – мы все равно будем зависеть от партий и лидеров, от людей из плоти и крови, стремящихся навязать всем свое мировоззрение, свой путь, свои принципы или свою беспринципность. Мы по-прежнему будем антитезой народа Израиля, каким он возник и каким должен стать вновь.

Мы уже проходили этот путь в древности, и каждый раз, после всех «взлетов» и «побед», он приводил к катастрофе. И вот теперь, опустив очередной бюллетень в урну, или не опустив, стоит остановиться и спросить себя: а зачем? За что я хотел бы проголосовать в своем сердце, не как избиратель, а как человек? Чего я желаю стране, народу? Чтобы все думали как я? Этого не будет никогда. И чего же я хочу?

Когда-то наши предки, выходцы из разных племен, услышали призыв «Возлюби ближнего, как себя» – и разглядели в нем нечто большее, чем лозунг. Нет, они не были наивны, никаких розовых очков и крылышек за плечами. Как мы сегодня, они встали перед выбором – и выбрали главное. И обрели вечность.

Мы сами не знаем, на чем стоим, откуда взялись, куда идем. Нас кидает в крайности: мы слепо противимся чужим нравам и в то же время слепо перенимаем их. Демократия для нас – как игра в кости: что выпадет на выборах, то и свято.

«Изберите себе мужей мудрых и разумных» – это из Торы. Но мы явно выбираем не тех. Ведь мудрые и разумные понимают законы единства, законы Природы, а не извлекают выгоду из политических раскладов и секторальной розни.

Еще там сказано: «Поставь над собою царя». Но избираем его не мы, а та сила, которая нас объединяет. Именно она должна царить, стоять во главе всех наших начинаний. И произрастает она «из среды братьев».

Подлинный выбор – это выбор доброй взаимосвязи, каждый раз новый подъем над собой к интегральному целому, над тленным к вечному. «Избери же жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Со времен Торы ничего не изменилось.

И лучшее, что могут сделать теперь наши политики, – это создать широкую жизнеспособную коалицию. Разумеется, мелкие, сиюминутные интересы все так же правят бал, но невозможно одним скачком перемахнуть через пропасти между нами. Верно взятый курс – уже шаг вперед. Корректировать его придется еще не раз, и без проблем не обойтись. Но надо с чего-то начать. Надо, наконец, поставить перед собой достойную цель, возвышающуюся над грызней.

Так или иначе, впереди нас ждут выборы. Очередные, внеочередные – неважно. Важно – помним ли мы об исконном выборе, который один? Готовы ли к нему? Для этого выбора не нужны избирательные участки, плакаты, листовки, флаерсы. Он каждый день с нами – в сердце. Человек выбирает сердцем. Иногда ему кажется, что он не выбирает, – но это тоже выбор.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №5 (7)

СКАЧАТЬ ГАЗЕТУ

 

 

Можно с этим спорить и не соглашаться, но аналога еврейскому феномену нет и не было. Во все времена среди всех стран и народов.

Читайте далее

Спецпроекты