КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КАББАЛЫ. Часть 6. АРИ и наука каббала
АРИ – величайший каббалист и революционер в области методики каббалы. Он олицетворяет тот переломный момент, с которого началось раскрытие каббалы миру.
Этот процесс с переменным успехом идет уже более 500 лет, но лишь к концу 20-го века, с появлением интернета, можно сказать, что каббала действительно стала достоянием человечества.
Вместе с этим, интернет сам по себе проблемы не решает. Важно то, в каком виде каббалистические знания передаются. Главная заслуга АРИ заключается в том, что он сумел изложить каббалистическую информацию в виде формул, четких определений и графиков . По сути, после АРИ стало возможным называть каббалу наукой постижения мироздания.
Тысячи лет были крепко заперты ворота этой мудрости, и потому было не так много каббалистов.… Теперь, когда опубликованы все святые тексты АРИ…, нет у нас помех и нет никакой опасности, чтобы делать настоящее раскрытие (каббалы). [1]
Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-кадош, Аризаль) родился в 1534 году в Иерусалиме, в доме, который сегодня можно найти по адресу: улица Ор а-Хаим дом №6.
Когда Ицхаку было восемь лет, умер его отец. Семья переезжает в Каир к брату матери, раву Мордехаю Френсису.
Учился АРИ у главного раввина Египта – Давида бен Шломо ибн Зимра (РАДБАЗ), и рава Бецалеля Ашкенази – одного из самых уважаемых равов Египта и Иерусалима.
В пятнадцатилетнем возрасте АРИ женился на дочери дяди и вскоре зажил жизнью отшельника на островке посередине реки Нил. Всю неделю он изучал Зоар, а субботу проводил с семьей.
Ари зарабатывал на жизнь торговлей пряностями и зерном. В гнизе[2] Каира найдены торговые договора АРИ, связанные с продажей перца. В ту пору для многих известных и уважаемых людей, даже таких, как главный раввин Египта РАДБАЗ, источником доходов служили торговля или другая работа, а не высокие должности.[3]
В 1570 году, в 36-летнем возрасте, АРИ принимает судьбоносное решение и переезжает с семьей в древний город Цфат – центр изучения каббалы того времени.
Очень важно понимать, что движет каббалистом. Спрашивается, зачем АРИ переехал в землю Израиля и почему вскоре организовал каббалистическую группу? Ответ кроется в следующем тексте:
Постановление свыше о запрете открытого изучения каббалы действительно только в определенный период времени – до конца 5250 г. [1490 г. н. э.], и с этого времени отменяется это постановление и разрешается открыто заниматься изучением книги Зоар. А с 5300 г. [1540 г. н. э.] занятия этой мудростью считаются высшим предназначением и должны все, как взрослые, так и дети, заниматься ею, как сказано в «Рейя Меемна» (статья из Зоар).[4]
Ко времени приезда АРИ можно сказать все жители Цфата, так или иначе, имели отношение к каббале. Несмотря на это, практически никому не известный 36-летний АРИ в кратчайшее время приобретает авторитет величайшего знатока каббалы. В чем секрет этого невероятного успеха?
Прежде всего в том, что он сумел, как никто другой до него, систематизировать постижения каббалистов и, таким образом, облегчить и одновременно расширить подачу изучаемого материала.
В 38 лет он превзошел своей мудростью всех предшественников, включая Гаонов[5].[6]
То, что сделал АРИ в Цфате за 17 месяцев[7] существования его школы, не поддается осмыслению. Оставаясь преуспевающим купцом, он сумел собрать группу учеников, сформировать и передать свою революционную методику и еще смог организовать большую общину.[8]
АРИ обучал своей методике, но при этом сам ничего не записывал. Каким же образом методика АРИ распространилась в мире? Благодаря его ученику Хаиму Виталю:
ВИТА́Л Хаим бен Иосеф (1542, Цфат, — 1620, Дамаск), каббалист; оказал значительное влияние на развитие поздней каббалы.
Витал был самым выдающимся из учеников и продолжателей Ицхака Лурии. Основное сочинение Витала, «Эц ха-хаим» («Древо жизни»), в котором изложены и развиты идеи Лурии, служило важнейшим источником для изучения лурианской каббалы для ряда поколений каббалистов во многих странах Ближнего и Среднего Востока.[9]
Хаим Виталь был не просто учеником. АРИ выбрал его как единственного продолжателя своего дела.
В момент смерти завещал он (АРИ) раву Хаиму Виталю, чтобы не учил он мудрости других, хотя ему самому было разрешено заниматься тайно. А другим совершенно запретил заниматься ею, и сказал, что не поняли они мудрость правильно.[10]
Во времена АРИ, как и до него, так и сегодня, каббалу часто воспринимают, как нечто мистическое и ни в коем случае не как науку. В какие только упаковки не упрятывали каббалу, кого только не называли каббалистом, что только каббале не приписывали. Вот как комментировал деятельность АРИ известный историк[11] 19-го века:
Каббала Лурии причинила всему еврейству несказанный вред. Она покрыла еврейство таким толстым слоем плесени, что еще и по сие время не удалось совершенно удалить ее.[12]
Автор этих строк очень бы удивился, если бы узнал, что АРИ будет чтить весь еврейский народ, а его именем назовут десятки улиц в городах Израиля.
И все мудрецы последующих поколений, до наших дней, все без исключения, перестали пользоваться книгами и сочинениями, написанными ранее, будь то каббала РАМАКа, каббала Первых или каббала Гаонов, и всю свою духовную жизнь посвятили слиянию с его (АРИ) священной мудростью. И, само собой разумеется, что не просто так дается такая абсолютная победа, как мудрость отца в лета ребенка.[13]
Несмотря на короткую жизнь АРИ сумел, как никто другой, изменить как каббалу, так и отношение к ней. С его помощью каббала – некогда скрытое и непонятное учение – стала органическим и культурным достоянием мира. Многие ученые, писатели, философы и мыслители окунулись в новое, неведомое до сих пор мироздание. Можно с уверенностью заключить, что история каббалы делится на две части – до АРИ и после него.
[1] Рав Горовиц Пинхас Эльягу (1765-1821) – каббалист, автор сочинений пользующихся большим авторитетом в академических и религиозных кругах. Сэфер а-Брит а-Шалем. Петроковъ. 1904. С.319-320. http://www.hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=43436&st=&pgnum=321&hilite=
[2] E. Shochetman. Pe’amim: Studies in Oriental Jewry, 1983 pp. 56-64
[3] ENCYCLOPEDIA OF GREAT MEN IN ISRAEL. Josua Chachik Pabllising House, Tel-Aviv. 1947, vol. 2. P. 364. http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=36622&st=&pgnum=17&hilite=
[4] Рав Азулай Авраам бен Мордехай (1570-1643) – каббалист, один из первых объявил о снятии запрета на изучение каббалы. Avraham bar Mordechai Azulai. Ор а-Хама. Ohr haChomah Vol.1. Prezysml. 1776. Р.7. Предисловие. אברהם בן מרדכי אזולאי, אור С. 7. החמה.ישראל. הקדמה. ע .ז http://hebrewbooks.org/pdfpager.aspx?req=21493&st=&pgnum=7&hilite=
[5] ГАО́Н (גָּאוֹן, буквально «величие», «гордость», в современном иврите также «гений», мн. число גְּאוֹנִים, геоним), официальный титул глав иешив Суры и Пумбедиты в Вавилонии. С конца 6 в. и до середины 11 в. (так называемый период гаоната) гаоны считались у евреев высшим авторитетом в толковании Талмуда. Электронная еврейская энциклопедия. https://eleven.co.il/jewish-history/mishnah-and-talmud-period/11061/
[6] Бааль Сулам. Предисловие к книге «Паним мэирот у-масбирот». Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 139.
[7] Бааль Сулам. Предисловие к книге «Паним мэирот у-масбирот». Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 140.
[8] Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. Одесса. Изд. Я. Х. Шермана.1908 г., т. 10. С. 350.
[9] Электронная еврейская энциклопедия. https://eleven.co.il/judaism/mystic-kabbalah-magic/10934/
[10] Бааль Сулам. Предисловие к книге «Паним мэирот у-масбирот». Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 149.
[11] Грец Генрих (Heinrich Graetz; Гирш; 1817, Ксёнж-Велькопольски, ныне Польша, – 1891, Мюнхен), историк, автор первого монументального труда по всеобщей истории евреев, исследователь Библии. https://eleven.co.il/jewish-philosophy/jewish-studies/11301/
[12] Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. Одесса. Изд. Я. Х. Шермана. 1908 г., т. 10. С. 352.
[13] Бааль Сулам. Предисловие к книге «Паним мэирот у-масбирот». Kitvei Baal Hasulam. ARI. Israel. 2009. P. 139.
Несмотря на короткую жизнь АРИ сумел, как никто другой, изменить как каббалу, так и отношение к ней. Можно с уверенностью заключить, что история каббалы делится на две части – до АРИ и после него.