Кто пьет бесплатное пиво в Ирландии
Ирландия поражает приезжего израильтянина обилием велосипедных дорожек при абсолютном отсутствии электрических велосипедов, самокатов и тому подобных средств передвижения.
Удивляет также минимальное количество прохожих, уткнувшихся в смартфоны, а еще полное отсутствие бетонных многоэтажек. Центр столицы страны, Дублина, – это 2-4-х этажные кирпичные дома. В облачное небо впиваются лишь остроконечные соборы и взлетающие самолеты с туристами на борту.
В конце мая нам, то есть Израильской сборной по гиревому спорту, случилось побывать в Ирландии, по случаю проходившего там чемпионата мира. Честно говоря, среди забот, связанных с технико-спортивной составляющей мероприятия, нас не в последнюю очередь волновал вопрос отношения местного населения к израильтянам. Этот вопрос возник не на пустом месте. На фоне резкого всплеска антисемитизма в Европе, о котором сообщают в последнее время СМИ, у нас самих возникла проблема с нашей этнической принадлежностью во время бронирования гостиницы. Нам показалось, что слово Израиль действовало на менеджеров гостиниц, как красная тряпка на быка. В конечном итоге все утряслось, хотя неприятный осадок остался. Забегая вперед, скажу, что наши опасения оказались ненапрасными, однако обо всем по порядку.
После приземления в Дублине, мы на съемной машине направились в городок Беттистаун в графстве Мит, где была расположена наша гостиница с типично ирландским названием «Нептун Бич». В гостинице нас очень хорошо приняла симпатичная женщина, приехавшая около 20 лет тому назад из Украины. Из-за отсутствия разговорной практики, ей было проще выражать свои мысли на английском языке, чем на русском.
Городок Беттистаун (Bettystown) с 10 000 тысячным населением, находящийся в 45 км от столицы, на берегу Ирландского моря, оставил свою веху в истории. В 1850 году в нем был найден знаменитый артефакт «Брошь из Тары».
После наполнения наших изголодавшихся организмов ирландским «Фиш энд Чипсом», мы направились к месту будущих спортивных баталий.
Всемирный гиревой форум нашел приют в стенах спорткомплекса францисканского колледжа Горманстон (Gormanston) в одноименном живописном парке, в 32 км к северу от Дублина. Должен признаться, что парк, со всей его внутренней атрибутикой, произвел на нас большое впечатление.
Древний замок колледжа, вековые деревья, огромные снопы из сросшихся кустов, и многое другое, раскиданное на зеленных травяных просторах, перестраивали наши спортивные мысли на сказочную волну сериала о Гарри Поттере.
Спорткомплекс – ангар, с расположенными поперек четырьмя баскетбольными площадками, – как и парк, поразил своими размерами. В нем шла полным ходом подготовка к чемпионату. Флаги 36 стран-участниц, соединенные одной веревкой, мирно уживались между собой на желтом баскетбольном паркете. Американский флаг соседствовал с российским, а родной бело-голубой находился почти в центре флажной гирлянды, что выглядело очень символично.
На том, как проходили предсоревновательная лихорадка и сами соревнования, мы останавливаться не будем, а сразу перейдем к заявленной теме, то есть к отношению к евреям и Израилю.
День первый и день второй
Первый сюрприз нас ожидал уже в первый соревновательный день. Вскоре после того, как мы, одетые в спортивные костюмы с израильской символикой, вошли в спорткомплекс, возле нас возник очень странно одетый для здешних, как впрочем, и для многих других мест, пожилой ирландец. Его синюю майку с длинными рукавами украшал огромный белый магендавид, а на околыше белой кепки был изображен израильский флажок.
Наше появление его очень обрадовало, а нас скорее удивило. Из беседы с ним выяснилось, что этот человек давний и большой сторонник Израиля. Когда-то ему даже удалось побывать волонтером в израильской армии.
По его словам, в Ирландии существует еврейская проблема, и он считает своим святым долгом бороться с нею всеми, доступными ему, способами. Прежде всего, он решил громогласно оповестить всех об этом явлении. В качестве передвижной рекламы он использует самого себя и свой автомобиль. На приборной панели за лобовым стеклом он разложил на всеобщее обозрение израильский флаг.
Мы не заметили, чтобы организаторы предъявляли ему претензии, возможно потому, что снаряды, которые мы поднимали на чемпионате, были его собственностью.
На следующий день мы совершили небольшую экскурсию в в городе Дроэда (Drogheda) – близким соседом нашего г. Беттистауна, где базировалась наша сборная.
В этом населенном пункте нас ожидал очередной сюрприз, а точнее, сюрпризы. На одной из улиц из окна, выходящего прямо на улицу, зеленел знакомый флаг. Это был флаг Палестинской автономии, с расположенным под ним призывом «FREE PALESTINE».
Впрочем, вскоре, равновесие было восстановлено. Совсем близко от этого места на соседней улице за похожим окном, также выходящем на улицу, расположилась родная… ханукия.
После всего этого, казалось, тема была исчерпана, но мы поторопились. Своего апогея она достигла на следующий день…
День третий
Когда соревновательный ажиотаж третьего дня рассеялся, организаторы занялись, как и положено в таком случае, подведением медального баланса, а некоторые участники, в том числе и наша сборная, отправились перекусить.
На расстоянии короткого пешего перехода от парка расположилась небольшая симпатичная харчевня под громким названием THE HUNTSMAN RESTAURAN. Ее мы приметили раньше, но еще ни разу там не побывали. Как были в спортивной форме, голодные, не отошедшие еще от соревновательного ажиотажа, мы зашли внутрь.
Нас встретили уютная обстановка и услужливые официанты, которые тут же по нашей просьбе сдвинули два деревянных стола. Необычные аксессуары на стенах, пасторальная атмосфера, немногочисленные посетители и предвкушение вкусного обеда со знаменитым пивом Гиннесс вызывали нескончаемый позитив…
Официантка раздала каждому из нас меню. Выбор блюд впечатлял. Среди опробованных ранее ростбифов, баранины и жареной утки неожиданно проявилось абсолютно экзотическое для этих мест блюдо «Чикен Киев». Киевский чикен мы заказывать не стали, но факт существования «котлет по-киевски» в глубинах Ирландского острова вызвал в нас приятные ностальгические переживания. Записав наши пожелания, официантка принесла заказанное пиво и, мило улыбнувшись, исчезла.
Прошло десять минут. Ничего не происходило. Прошло еще десять минут. На места краснолицых крепышей, сидевших за соседним столиком, напротив уселись знакомые спортсмены сборной Польши. Прошло еще двадцать минут. Поляки принялись за еду. За нашим столом началось бурное обсуждение этого события. Мы решили, что это неувязка с очередностью, очевидно, вызвана тем, что опытные поляки заказали гамбургеры, которые, конечно, приготовить гораздо быстрее, чем заказанные нами разносолы.
Прошло еще десять минут. Подозрение, что что-то пошло не так, начало переходить в уверенность. Мы потребовали объяснения у проходящего мимо официанта. После этого демарша появилась знакомая девица, но отнюдь не с заказанными блюдами, а с извинениями. Оказывается, она забыла нажать на некую кнопку, которая запускает технологический процесс приготовления блюд. Меня это развеселило. Надо понимать, что речь идет не о рабочей столовой на пятьсот едоков, а о заведении размером в пятикомнатную квартиру. Она поклялась, уже не знаю чем, что через пять минут все будет исправлено. Что она собиралась исправить за это время, было не очень понятно.
Следующий ее приход ознаменовался заявлением, что наше питание мы получим минут через пятнадцать. Тут даже самые большие оптимисты нашей делегации поняли, что загадочному технологическому процессу помешала не мифическая кнопка, а большая надпись «TEAM ISRAEL» («Команда Израиля») на спине нашей формы. Мы решили расплатиться за пиво и уйти. Узнав об этом, официантка удовлетворенно глотнула воздух и со скорбью на лице объявила, что за пиво платить не надо.
Не солоно хлебавши, если не считать бесплатного пива, мы сфотографировались на память возле негостеприимного заведения и отправились обратно в спорткомплекс. Там нас ожидал ирландский знакомец. Услышав нашу историю, он удивился нашему наивному решению отведать в ирландском общепите в форме израильской сборной. По его словам, такое отношение – обычная для здешних мест практика.
Мысли по заявленной теме
Ирландский антисемитизм – это, перефразируя М. Горбачева, – антисемитизм с человеческим лицом. По крайней мере, пока. Вежливо, но настойчиво тебе показывают, что ты нежелательный элемент. Кроме исторически сложившегося антисемитизма, начавшегося еще в 11-ом веке, сегодня свое бойкотское масло в антиизраильский огонь добавляет скандально известная организация BDS. Одна из последних ее выходок – провокационные плакаты с призывом бойкотировать конкурс «Евровидение-2019» в Израиле, которые она сумела развесить на двухэтажных дублинских автобусах.
Больше всего поражает в описанных выше событиях двоякое отношение к Израилю. Понятно, что если кто-то тебя не любит, делать нечего – сердцу, как говорится, не прикажешь. Также обстоят дела и с противоположным случаем, когда тебя кто-то любит – опять же, сердцу не прикажешь. Однако, когда тебя в одном и том же месте очень не любят и очень любят, – это требует если не ответа, то хотя бы какого-либо объяснения.
Прежде всего, напрашивается такой вывод – к тебе здесь неравнодушны, точнее, очень неравнодушны. Посудите сами. Во всей Ирландии на сегодняшний день проживает менее тысячи евреев. Очевидно, что большая часть четырехмиллионного населения страны не видела и тем более не сталкивалась с ними никогда в жизни. Поэтому такое стойкое неприятие невозможно отнести к конкретным, насолившим им чем-то людям. Речь идет скорее о некоем, вызывающем неприятные эмоции, бесплотном объекте. И даже наш ирландский юдофил, по сути, борется не за права конкретных людей, а за некую еврейскую идею, к которой он, в противоположность большинству, чувствует особое нежное предрасположение.
В этом месте я вынужден привести одну цитату.
Известно, что народ Израиля ненавидят все народы – за религию ли, за национальность ли, за капитализм ли или за коммунизм, или же за космополитизм, и т.п. Ведь ненависть первична по отношению ко всем доводам, хотя каждый мотивирует собственную ненависть согласно своей психологии.
Человек, который это сказал – не публицист и не политик. Это каббалист, известный под именем Бааль Сулам (1885-1954).
То, что мы наблюдали в Ирландии, мы можем увидеть повсюду в Европе. О том, что происходит во Франции, даже не стоит упоминать. В Германии на днях канцлер, госпожа Ангела Меркель, заявила телеканалу CNN , что все без исключения еврейские учреждения нуждаются в постоянной охране. Следующий шаг напрашивается сам собой. Скоро по просьбе немецких налогоплательщиков евреев попросят переселиться в одно место, то есть в гетто, поскольку так гораздо проще и дешевле обеспечить их безопасность.
Обо всем этом можно говорить еще долго. Но разговорами делу не поможешь. Конвенциональные способы, такие как агитация, воспитание, наказания и запреты, себя исчерпали или никогда не действовали. Причина на поверхности. Пытаться лечить симптомы болезни без правильного диагноза – бесполезны.
Бааль Сулам, а вслед за ним и его последователи, объясняют, что антисемитизм – это не общественный рудимент, а особое явление, корни которого уходят в глубины природы. Любовь и ненависть к еврейскому народу исходят из одного корня. От еврейского народа ждут примера идеальных человеческих взаимоотношений, о которых сами евреи объявили еще во времена праотца Авраама. Его последователь, Моше, сформулировал эти идеи в одной фразе: «Возлюби ближнего, как самого себя».
Для полноты картины хочется поделиться еще одним выводом, вытекающим из наших ирландских приключений.
Мы можем оставаться равнодушными ко всем и даже к самим себе, но мир никогда не был и не будет равнодушным к нам.
М. Бруштейн
Ирландский антисемитизм – это, перефразируя М. Горбачева, – антисемитизм с человеческим лицом. По крайней мере, пока. Вежливо, но настойчиво тебе показывают, что ты нежелательный элемент.