Израиль – благословенная страна, из которой бегут израильтяне
Если вы верите опросам (вопрос, конечно, стоит ли им верить), то наверняка знаете, что Израиль – очень благодатное место для жизни.
По данным последнего «Всемирного отчета о счастье» (World Happiness Report) Израиль занимает 11-е место в рейтинге самых счастливых стран мира. Известный американский экономист, специальный советник Генерального секретаря ООН, а теперь и председатель мирового Совета по счастью, профессор Колумбийского университета Джеффри Сакс так прокомментировал итоги исследования:
Счастливыми мы считаем страны, где сочетаются высокое благосостояние и прочный социальный капитал, высокая степень доверия к государству и общественным институтам и низкая степень неравенства граждан.
И тут перед нами встает дилемма. С одной стороны, Израиль в последние годы занимает места в рейтинге выше, чем Германия, Япония, США и Великобритания и является прекрасным местом для жизни. Вместе с тем, другие опросы показывают, что более трети израильтян хотели бы уехать из страны, если бы могли.
А причина этого противоречия, прежде всего, в том, что проблема израильтян связана собственно не с Израилем, а с самими израильтянами. Проще говоря, мы не можем терпеть друг друга. В результате, не только многие израильтяне, живущие в Израиле, хотят уехать за границу. Те израильтяне, которые уже иммигрировали, ассимилируются в других странах значительно быстрее, чем евреи, не жившие в Израиле. По всей видимости, израильтяне, живущие за границей, не хотят считать себя евреями.
Почему мы ненавидим себя
Еврейский народ отличается от всех других народов. Обычно народы формируются на основе этнической принадлежности и общей культуры. У еврейского народа другая основа. Наши первоисточники подробно описывают историю формирования еврейского народа.
Авраам обращался ко всем людям … переходя из города в город и из одной страны в другую, пока не прибыл в землю Ханаанскую … И когда люди собрались вокруг него, он учил всех.
Мишне Тора
Авраам учил их объединяться. Люди, которые учились у Авраама, пришли из разных племен и народов. Что их сближало? Ни близость по крови, ни место прежнего проживания, а только приверженность идее единства. Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и Моше, все они учили народ Израиля как быть единым и сплоченным. Когда евреи бежали из Египта под руководством Моше, они все еще не были народом. Они ощутили себя единым народом только тогда, когда согласились жить «как один человек с одним сердцем».
Тогда они не просто стали называться народом, а им было предначертано передать всем людям уникальную методику объединения. В Торе говорится, что евреям заповедано стать «светом для народов». В те времена евреи хорошо знали, что они должны поделиться своим секретом единства со всем миром. Примером для них был Авраам, который обучал всех желающих в Вавилоне.
На протяжении восемнадцати столетий израильский народ развивал свою методику объединения. Пройдя через суровые испытания, евреи смогли выразить суть правильных отношений очень просто. Как писал Гилель:
Не делай ближнему того, что ненавистно тебе. В этом вся Тора.
Шаббат, 31а
После разрушения Храма и изгнания евреев из земли Израиля Рабби Акива старался обучать тех из них, кто еще не был вовлечен во внутренние раздоры. Он провозгласил еще один закон:
Возлюби ближнего своего, как самого себя. Это великое правило Торы. Иерусалимский Талмуд, трактат Недарим, 9
К сожалению, тогда между людьми возобладала ненависть. И, как результат, еврейский народ рассеялся по всему миру. По существу, тогда мы перестали быть евреями, поскольку не выполняли закон любви к ближнему. Мы стали еще больше ненавидеть друг друга, чем в период вспышки ненависти в Вавилоне, после которой Авраам учил народ объединению. Наша природная отчужденность и подспудно ощущаемая и не реализованная задача быть светом для народов усиливают и углубляют взаимную антипатию и ненависть друг к другу.
Чтобы понять уровень ненависти среди евреев во времена разрушения Храма, представьте себе, как бывшие супруги относятся друг другу в процессе самого неприглядного развода. Примерно такими стали отношения во всем народе. Если бы супруги прежде никогда не встречались, они просто оставались бы чужими, безразличными друг к другу, не более того. Но после долгой счастливой жизни в любви и ее последующего охлаждения, вплоть до недоверия и ненависти, они ссорятся со всей страстью и непримиримостью.
Эта глубокая неприязнь лежит в основе негативного отношения израильтян к своей собственной стране и является причиной массовой ассимиляции евреев во всем мире. И еще один важный вывод: если бы не антисемитизм, еврейский народ давно бы исчез.
Единственное, что держит евреев вместе – это непрекращающаяся ненависть со стороны всех народов.
Лишь бы не быть евреем
Дай нам волю, мы предпочли бы не быть евреями вообще. Пятьдесят восемь процентов евреев вступают в гражданский брак, а число смешанных браков у израильтян, проживающих за границей, еще выше. Всякий раз, когда у нас есть возможность смешиваться с местным населением, мы это делаем. И всегда при этом мы ужасно страдаем. Два наиболее показательных примера этому являются в то же время наиболее драматическими событиями в нашей истории после разрушения Храма. Это инквизиция и окончательное изгнание из Испании и Катастрофа.
Но поскольку у нас есть историческая миссия нести народам свет единства, нам непозволительно ассимилироваться и бесследно раствориться среди других народов. В последний момент всегда появляется какая-то смертельная угроза, заставляющая нас вновь объединиться.
Бывают случаи, когда мы чувствуем, что ненависть народов к нам вызвана нашей ненавистью друг к другу. Но зачастую даже тогда мы ничего не предпринимаем для предотвращения жестких последствий. Так в 1929 году д-р Курт Флейшер, лидер либералов в Берлинской еврейской Ассамблее, утверждал, что «антисемитизм – это бедствие, которое Бог послал нам, чтобы объединить и сплотить нас». Но еврейская община Германии ничего не предприняла. Печальные последствия вам хорошо известны.
И сегодня есть евреи, которые понимают первостепенную важность единства народа для его выживания. Изи Лейблер, ветеран сообщества «Еврейская диаспора», написал на днях по поводу американской еврейской общины:
Сегодня мы признаем, что приходим к саморазрушению. Значительная часть безответственных лидеров самого успешного и многочисленного сообщества «Еврейская диаспора», неистово подпитывают антисемитизм.
По существу они сами ведут себя как антисемиты.
Мы можем предположить много причин, приведших к последней волне антисемитизма. Но истина состоит в том, что единственная причина – эта наша разобщенность. Мы должны стать эталоном единства для всего мира. А если мы раздроблены, то все народы также враждуют друг с другом и еще в большей степени – с нами.
Многие из нас готовы на все, лишь бы не быть евреями. И насколько далеки мы от любви к ближнему, настолько далеки мы от того, чтобы чувствовать себя евреями. Но ничто не освободит нас от нашего долга перед миром. Сегодня в США проявляются те же тенденции по отношениям к евреям, какими они были в Европе в прошлом веке.
Подняться над ненавистью
Несмотря на тревожные прогнозы, сегодня мы можем сделать многое, чего не могли сделать раньше. Мы уже хорошо осознаем жизненную необходимость единства. Мы не можем больше пассивно наблюдать, как жизнь становится все хуже. Мы понимаем, что нам не помогут успокаивающие речи наших лидеров, желающих только сохранения своего положения в обществе. Вместо этого мы можем и должны по собственной инициативе использовать все возможности, чтобы снова прийти к единству народа.
Приближается праздник Песах, символизирующий наше освобождение. Но давайте задумаемся, действительно ли мы чувствуем себя свободными? Не остались ли мы в рабстве недоверия, отчужденности и ненависти друг к другу? В книге рабби Натана «Ликутей Алахот» (Сборник законов) сказано:
Творение сохраняет способность жить и приходит к исправленному совершенному состоянию, если, несмотря на разногласия, люди объединяются в мире, единстве и любви.
Наши мудрецы всегда знали, что единство – это ключ к нашей свободе, счастью и миру. Книга Зоар подчеркивает важность объединения и преодоления ненависти. В главе «Ахарей мот» говорится:
Как хорошо и приятно сидеть братьям также вместе. Речь идет о товарищах, когда они сидят вместе и неразлучны. Поначалу кажется, что они воюют и готовы истребить друг друга, но затем возвращаются к братской любви.
Нужно понимать, что наше счастье зависит не от того, на ком мы женимся или где мы живем. Оно зависит только от того, как мы относимся к своим соплеменникам — евреям. Единственная свобода, которая нам нужна сейчас, это свобода от нашей внутренней ненависти. Если мы освободимся от всего, что нас разделяет, мы снова будем нести свет народам, и, как следствие, люди перестанут ненавидеть нас и друг друга.
Когда мы праздновали наш первый Песах в Синайской пустыне, мы объединились и стали единым народом. Сегодня мы должны сделать это снова и реализовать наше предназначение. Переходить мы должны не просто через море, а через море ненависти, которую мы испытываем к нашим братьям.
Если мы хоть немного почувствуем это благородное стремление во время предстоящего праздника Песах, мрачные тучи, сгущающиеся над евреями всего мира, принесут вместо бед благодатные дожди. Однако время на исходе. Задача, стоящая перед нами, совершенно ясна: отбросить нашу партийную разобщенность и взаимную неприязнь и сформировать прочную связь, основанную на братской любви, которая выше ненависти друг к другу и ко всему миру.
И тут перед нами встает дилемма. С одной стороны, Израиль в последние годы занимает места в рейтинге выше, чем Германия, Япония, США и Великобритания и является прекрасным местом для жизни. Вместе с тем, другие опросы показывают, что более трети израильтян хотели бы уехать из страны, если бы могли.