Особенности израильского дисбаланса
С момента возникновения еврейского народа его сопровождает беспричинная ненависть. Она вспыхнула между Йосефом и братьями, она поражала нас везде и всегда. Где два еврея, там три мнения, конфликты и раскол на почве целого спектра разногласий.
Сегодня, глядя на современный Израиль, мы обнаруживаем то же самое. Всё как заведено: наше общество иссечено непреодолимыми пропастями, мы рассорены, разобщены, мы ненавидим любого, кто думает иначе.
Прежде всего, с психологической точки зрения это вполне ясно. Когда ты спокоен, умиротворен, когда чувства твои сбалансированы, а обозримый мир, включая личный круг общения, понятен, – тогда в тебе нет ненависти и острых претензий к другим. Внутренний покой – это “отлаженный” эгоизм, равновесие между чувством и разумом.
С другой стороны, обычный среднестатистический израильтянин чрезвычайно разбалансирован. Он подвержен тяжелейшему прессингу, осознанному и безотчетному. Он и сам не знает, откуда в нем дисбаланс и беспокойство. И пускай он делает вид, что всё у него в порядке, тем не менее, где-то там, внутри, пылает геенна огненная.
Как же справляться с ней? Для этого ему необходимо демонстрировать себе, что он подавляет ближних. Ведь субъективно он чувствует, как его подавляют другие: народы мира, соседи по региону, правительство, коллеги и начальство, соседи…
У него тысяча источников тревог и трений, конфликтов и противостояний. И компенсирует он их “вспышками”, желая показать себе, что он стоит наравне с окружающими, а то и выше их, – и тем самым обрести покой.
К примеру, он снует из ряда в ряд на дороге, чтобы опередить прочих. Чуть позже он припаркуется и пойдет домой, как ни в чем не бывало. Но это потом, а сейчас, в окружении других водителей, он просто обязан быть первым. И так – повсюду.
Мы уже привыкли к этому и отчаялись найти решение, хотя подобное соперничество стоит нам нервов, денег и даже жизней. И всё затем, чтобы компенсировать свой внутренний дисбаланс.
Сила в равновесии
Дисбаланс этот проистекает из того, что, в противоположность любому другому народу, мы обязаны достичь равновесия. А для этого необходимо достичь любви, единства между нами. Необходимо раскрыть ту жизненно важную позитивную силу природы, которая нас уравновесит.
Ведь изначально еврейский народ возник из сплочения совершенно чужих друг другу людей, жителей Древнего Вавилона, присоединившихся к Аврааму, к его школе, методике. Он обучал их объединению над всеми различиями, и на этой основе был создан народ Израиля.
А потому надо понимать: достичь покоя и благополучия мы сможем, только если приподнимемся над будничными отношениями, над взаимным отторжением и ненавистью. Ясно сознавая, что все мы очень разные и в материальной плоскости антагонистичны друг другу, над этим мы должны строить “мост”, создавать “зонтик”, который объединит нас в одно. Внутри по-прежнему будет гореть огонь гордыни, ненависти и взаимных претензий – а поверх него нас свяжет любовь.
Причем она обретет реальную силу. На фоне растущих противоречий нам придется постоянно заботиться о ней и усиливать ее, как сказано: “Все преступления покроет любовь”.
Таким образом, разобщение будет проявляться в народе Израиля постоянно, и повлиять на это мы не можем. Надо лишь возвышать любовь над рознью. Таков закон нашего существования, который мы просто обязаны изучить, чтобы научить молодое поколение жить согласно ему.
Тогда мы станем сильным народом, который непрерывно продолжает свое развитие – иными словами, над разгорающимся пламенем внутренних страстей взращивает любовь, еще и еще.
С момента возникновения еврейского народа его сопровождает беспричинная ненависть. Она вспыхнула между Йосефом и братьями, она поражала нас везде и всегда. Где два еврея, там три мнения, конфликты и раскол на почве целого спектра разногласий. Сегодня, глядя на современный Израиль, мы обнаруживаем то же самое.