Учение – предназначенное в перспективе для всего человечества
Прежде чем говорить о нашем празднике Шавуот, нужно сказать пару слов о нашем надежном враге, антисемитизме и о рождении антисемитизма…
О наших верных врагах
Опытные ювелиры говорят, что красоту драгоценному камню придает именно огранка и обрамление из соответствующего металла. Скорее всего, они правы. Ведь что ты можешь рассказать о таком, например, бриллианте, как еврейский народ, ни словом не обмолвившись о том, что его подтачивает, шлифует и создает жесткое обрамление, в котором он существует, переливаясь всеми гранями. То есть — об антисемитизме. Ты сразу почувствуешь, что не хватает не только слов, но и выражений. И даже жестов.
Без упоминания об антисемитизме тема еврейского народа расплывается как облако, которое проливается каплями мелких притч и анекдотов. Мы сами просто не в состоянии блестеть. Чтобы блеснуть, нам обязательно нужны те, кто нас огранивает и ограничивает. Поэтому, прежде чем говорить о нашем празднике Шавуот, нужно сказать пару слов о нашем надежном враге, антисемитизме.
«Моя твоя не понимай»
Прежде всего вряд ли верно будет назвать антисемитизмом отрицательное отношение к нам правителей и народов древних империй. Таких как ассирийцы, вавилоняне, древние греки, римляне и прочие.
Мы, с их точки зрения, были просто вздорным народцем, тупо отрицавшим либеральный подход к вопросам духовности. Народом, упрямо цеплявшимся за какого-то своего единого бога, который, по нашим «варварским представлениям», был неощущаем и непостигаем, но при этом обладал абсолютной властью над всей вселенной. Бог богом, но всему же есть предел.
Для окружающих основными вопросами бытия были, как и полагается нормальным народам, проблемы владения территориями, имуществом и властью. А боги, как им и положено, существовали для того, чтобы освящать это владение. Пусть они когда-то и создали весь мир, но сейчас актуально другое: пусть более ограниченные, но насущные проблемы конкретной империи и управления ею. Вот пусть этим и занимаются.
Понятно, что в свете такого вот практического мировоззрения, еврей не был и не мог быть «образом врага» для всего мира. Он становился иногда конкретным врагом, и то, только когда бунтовал против каких-либо постановлений властей, несовместимых с его дикими представлениями о всемирной власти его бога. Или же против знаков земной власти – статуй богов и императоров.
Разумным иноземным правителям, их наместникам и философам наши надоедливые просьбы о неустановлении статуй казались требованием дополнительных льгот. Требованием совершенно безосновательным. Почему все народы в моей империи – за, а эти евреи – против? Короче, сплошное «моя твоя не понимай», и все из-за того, что уровень претензий разный.
На нашей коммунальной кухне
Поэтому то, что действительно можно назвать антисемитизмом, могло появиться только с возникновением какого-то духовного движения или религии, претендовавших именно на духовные преобразования в масштабах всей ойкумены, всего человечества. Например, с зарождением христианской религии.
Евреи были группой людей, духовной основой которой было учение, предназначенное, в перспективе, для всего мира… и христиане были активной группой людей, духовной основой которой было учение, предназначенное, в перспективе, для всего мира. Это как две хозяйки на одной кухне, – вы где-то видели такое?
Со временем, как известно, на нашей коммунальной кухне появилась и третья хозяйка, которая как раз в наши дни вдруг активно занялась своей стряпней, гасит и зажигает печки по своему усмотрению и беспрестанно сыпет свой перец в чужие кастрюли. Ислам. Активная группа людей, духовной основой которой… — и так далее… (смотри выше).
«Не по своему желанию ты родился…»
Да, но из всего вышесказанного следует один интересный вывод о дне, когда мы празднуем Шавуот. Когда-то давно в этот день мы, говорят, получили Тору, то есть, процитируем сами себя: «учение, предназначенное, в перспективе, для всего человечества». Получается, что в Шавуот, мы, страшно сказать, отмечаем день рождения антисемитизма. Авансом.
Пружина парадокса распрямляется и начинает неприятно покалывать.
И все же, если по порядку, то с утверждением «получили» нам трудно согласиться. Каждый из нас может с полным правом сказать, что лично он ничего, никакой Торы не получал и не принимал. Но проблема эта не так сложна, как может показаться.
Никто из нас не принимал сознательно эту жизнь, никто не получал эту вселенную, никто не принимал эту землю и даже квартиру, в которую его привезли из роддома. Нам все это дают не спросясь, и только созрев до какого-то уровня осознания, мы это принимаем. Или не принимаем. Но не принять землю и квартиру мы еще в состоянии, а вот мир с его законами природы… это уже начинает граничить с неадекватностью в восприятии реальности.
И все же, описанное противоречие между тем, что нам по жизни, независимо от нашего желания, дается, — и тем, что данное нам приходится принимать, — все-таки существует. Каббалист Бааль Сулам так и описывает это противоречие в отношении Торы: в тот день, в который мы празднуем Шавуот, нам ее пока что только дали. Принимать или нет – это уже проблема выбора.
А тем временем, реальность эта, как любая другая: жизнь, законы природы, — существует, формирует нашу странную судьбу, порождает антисемитизм и вообще вертит нами как хочет.
Диффузия
Тем не менее, все это: Тора, человечество — это многовато для нормального, живущего повседневной жизнью, человека. Пусть даже это судьба нашего народа, но все-таки, нельзя ли для нас, которым в беготне повседневности и подумать некогда, — нельзя ли для нас как-то… конспективно, что ли…
Тот же Бааль Сулам говорит, что именно конспективно суть «подарка» изложил рабби Акива много лет назад. Он сказал так: «Основное правило Торы: возлюби ближнего как самого себя».
Ближнего? Евреи? Может быть, во времена рабби Акивы евреи были другими…
Но даже если дать волю фантазии: вот, мы все постараемся, и станем жить в братстве и взаимопомощи… То куда денется наша «металлическая оправа», антисемиты? враждебное окружение? А куда денутся проблемы всего мира? Мы ведь не можем себя отрезать от него «стеной любви друг к другу», мир – понятие системное.
Чтобы понять это, давайте посмотрим на дело под другим углом.
Во-первых, то, что мы перечислили выше, мировые религии, родились от того, что «просочилось» в мир из нашего наследия, из Торы. Теперь посмотрим на их исконные идеалы, вне зависимости от того, как и насколько они воплощаются в реальной их деятельности. Удивительно, но факт: одна из них зародилась как религия любви (!), вторая – провозглашает, что люди могут жить всемирной братской общиной.
Ни в одном из верований народов мира нет подобных понятий о любви и братстве, объединяющих всех людей на земле, как об основе мира. То есть, «диффундировало» в сознание народов мира именно «основное правило Торы».
Решать проблемы мира люди уже знают чем. Но не знают как.
Попробуй тут возрази…
И здесь нас настигает еще более серьезное противоречие. Так что, именно понятие о «всемирной любви», приникшее в сознание людей в мире, вызвало антисемитизм?
Получается, что так. Другого источника, кроме Торы, нет. Другого народа, которому она была дана, тоже нет. И показать – «как это сделать» — больше, кроме нас, некому.
И из того, что народы настрадались в тысячелетних неудачных попытках воплотить принцип любви к ближнему в дикой реальности нашего мира, возникает в людях, когда осознание, а когда и просто ощущение, что виной всему – евреи. И попробуй тут возрази, когда тебе дано, а им – нет.
А уж сейчас, когда у нас есть свое государство, что означает, – практическая возможность в практической жизни показать, как это – жить в братстве и взаимопомощи. Возможность, чтобы, говоря красиво, «народ наш засиял как ограненный алмаз», — а мы все никак…
Тут уж неудивительно, что антисемитизм и вспыхивает с новой силой, и приобретает характер ненависти к государству Израиль, — ведь именно здесь должен вызреть плод, которым евреи поделятся со всем миром.
Ну, будем надеяться, что традиционная наша неадекватность в восприятии нашей еврейской реальности не приняла еще клиническую форму, и что есть хорошие шансы на выздоровление.
Шавуот… единство… «… как самого себя».
С праздником, дорогие евреи!
Михаил Гонопольский
Ведь что ты можешь рассказать о таком, например, бриллианте, как еврейский народ, ни словом не обмолвившись о том, что его подтачивает, шлифует и создает жесткое обрамление, в котором он существует, переливаясь всеми гранями.