Куда идут евреи из Египта?
История исхода евреев из Египта стоит особняком в ряду других еврейских исходов. Сценарий развития антисемитских настроений в разных странах, как правило, заканчивался изгнанием евреев. В Древнем Египте, несмотря на те же самые антисемитские настроения, сценарий привел к другой развязке. Фараон евреев выпускать не захотел.
Еще одна подобная попытка удержать евреев насильно случилась уже в новейшее время – в СССР. Показательно, что и в том, и другом случае пострадавшей стороной, в конечном итоге, оказались не евреи.
Это исключение из правил лишний раз показывает, насколько антисемитизм явление парадоксальное.
Существуют десятки официальных причин антисемитизма и еще больше причин неофициальных. Проблема в том, что эти причины часто взаимоисключающие. Эту алогичность объясняет известный каббалист 20-го века, Бааль Сулам:
Известно, что народ Израиля ненавистен всем народам – в силу религии, национальности, капитализма, коммунизма, космополитизма, и т.д. Ведь ненависть первична по отношению ко всем доводам, просто каждый мотивирует свою ненависть в соответствии с присущей ему психологией.
Нужно заметить, что каббалисты издавна выделили проблему антисемитизма в особую тему и обстоятельно ее изучили. Согласно каббале, ненависть к евреям – это следствие внутренних природных процессов, происходящих в человеческом обществе. Именно поэтому это особое отношение сохраняется на протяжении тысяч лет, несмотря на диаметральность внешних условий.
Сам по себе такой подход вызывает у некоторых людей не только удивление, но и возмущение. Однако попробуем не спешить с выводами. Когда-то заявление о том, что Земля круглая, тоже вызывало бурные эмоции.
Каббалистическая концепция гласит категорически – человек эгоистичен по своей сути. Поэтому все попытки построить справедливое общество проваливаются, и главное доказательство – развал СССР и других стран социалистического лагеря. Парадокс в том, что развенчанные, казалось бы, навсегда идеи справедливого общества все-таки сохранились и продолжают будоражить умы.
Похожую ситуацию мы имеем с еврейским народом. Меняются эпохи, возникают и исчезают империи, изменяются общественные формации, но, несмотря ни на что, евреи продолжают жить и здравствовать, и продолжают будоражить умы.
Каббала утверждает, что это совпадение не случайно. Еврейский народ был в прямом смысле собран праотцом Авраамом из представителей разных народов. В матрицу этого, можно сказать синтетического народа, Авраам изначально заложил закон «любви к ближнему», который и послужил двигательным мотивом вновь созданного общества. Другими словами, идеи объединения людей предшествовали всему остальному.
Концепции идеальных взаимоотношений между людьми не новы. Подсознательно этого хотели и хотят все люди, однако из-за, как было сказано выше, первозданного эгоизма, мы имеем то, что мы имеем.
Заслуга Авраама в том, что он сумел свои замыслы реализовать. Интересно, что именно антисемиты лучше всех оценили исключительность социального устройства древних евреев.
В первые времена развития их национального характера евреи находились под властью закона, который делал невозможным наличие чрезмерных богатств, равно как и нищеты. Новейшие реформаторы, которые на бумаге измышляют образцовые социальные системы, хорошо бы сделали, если бы бросили взгляд на социально-общественную систему, по которой жили первые евреи.
Г. Форд. Международное еврейство.
В дальнейшем сообщество, созданное на принципе «Возлюби ближнего как самого себя» пришло в упадок, однако идеи единства людей не пропали. Они разошлись по всему миру внутри религий, а также в виде морали и нравственных ценностей.
Остальные выводы напрашиваются сами собой. Народы мира подспудно ощущают, что евреи способны на нечто большее, чем на запуск Фэйсбука, создание Теории относительности и даже изобретение вакцины от холеры. Отсюда и претензии…
Меняются эпохи, возникают и исчезают империи, изменяются общественные формации, но, несмотря ни на что, евреи продолжают жить и здравствовать, и продолжают будоражить умы.