Статья

Народ №3

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Народ №3

 

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3

Первый номер газеты «Аума» («Народ») вышел из печати 5 июня 1940 года. Второй номер должен был выйти через две недели, но газету закрыли…

Мы, группа людей, изучающих каббалу как методику объединения, решили продолжить дело, начатое величайшим каббалистом 20-го века Бааль Суламом. Мы уверены, что его слова, наполненные тревогой и болью, актуальны сегодня, как и тогда:

Газета «Аума» – это новое слово на еврейской улице: она выходит в межпартийном формате. Что такое «межпартийная» газета? – спросите вы. Как может газета служить одновременно всем партиям, несмотря на существующие меж ними противоречия и разногласия? Действительно, это своего рода творение, родившееся при стесненных обстоятельствах в тяжких и жутких родовых схватках…

ФЕНОМЕН ПОРУЧИТЕЛЬСТВА

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (1)

Антисемитизм существует и существует очень давно – этот факт, как правило,  сомнений не вызывает. Споры, и часто бескомпромиссные, ведутся в основном по поводу причин этого иррационального явления.

Одна из самых непопулярных и вызывающих всеобщее недовольство причин – невыполнение еврейским народом особой миссии – быть примером для всего человечества.

Прежде всего, с этим не согласны сами евреи и это по-человечески понятно. Кому хочется быть примером для всех, да еще неизвестно в чем.

Кроме всего прочего, о каком примере можно говорить, когда главный законодательный документ – Тора – наполнена примерами братоубийственных войн, интриг, заговоров, бунтов и других безобразий. Казалось бы, на этом можно поставить точку, но оказывается, не все так просто.

Дело в том, что события, связанные с получением самой Торы, при ближайшем рассмотрении выводят версию о тесной связи понятий  «богоизбранность» и «антисемитизм» на совершенно другой уровень.

Начало всему положил один беспрецедентный и в то же время малоизвестный факт – еврейский народ согласился на совершенно необъяснимый и неестественный поступок под названием поручительство.

Известный каббалист 20-го века, автор  комментариев на книгу Зоар, Бааль Сулам, так комментирует это событие:

После того, как весь народ согласился, и как один воскликнули: «Сделаем и услышим», – ведь тогда каждый из народа Израиля сделался ответственным за то, чтобы никто из народа ни в чем не нуждался, – только тогда стали они пригодны для получения Торы, и не раньше. Ведь это всеобщее поручительство освободило каждого от любых забот о потребностях своего тела…

В чем здесь парадоксальность, а точнее, невероятность этих действий?

Как известно все познается в сравнении. Что нам известно о том, что происходило в других регионах в ту далекую эпоху?

О Египте, из которого ушли тогда евреи, мы наслышаны.  Если коротко – жесткое правление фараонов, жрецы, рабы, пирамиды, мумии. О Западной Европе говорить особенно нечего. Дикие племена разгуливают по первозданным лесам и воюют между собой с переменным успехом.

На предшественнице современной цивилизации – Древней Греции – стоит остановиться. Здесь расцветают культура, искусство, науки и демократия. Военные столкновения тоже бывают – вспомним легендарную Троянскую войну. Однако этот вооруженный конфликт совсем не сродни сегодняшним примитивным агрессиям за территорию и/или углеводородные ресурсы. Здесь правит бал «высокая идеология». Причина этой войны – любовь, а не жалкие меркантильные интересы. Некоторые фрагменты этой эпопеи прочно закрепились в современной культуре. В честь Троянского коня – боевой машины античного спецназа изобретенной хитроумным Одиссеем – в 21-ом веке была названа одна из самых вредоносных компьютерных программ.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (2)

С древними европейцами, египтянами и греками все понятно. По большому счету люди так или почти так живут и поныне. Древних евреев такой образ жизни почему-то не устраивал…

…После Исхода из  Египта весь народ со всем своим скарбом уже много дней идет по безводной пустыне навстречу Обетованной земле. На пятидесятый день возле горы Синай 600 000 мужчин окруженных женщинами, стариками и детьми решаются на небывалый шаг. Они принимают на себя обязательства, которые, по сути, не могут взять на себя даже родные братья. Единогласно и одновременно все поручаются за каждого, а каждый за всех! Как и почему они на это решились – тема для отдельного разговора, между тем сам факт произошедшего поражает.

Всенародное, единогласное согласие поручиться друг за друга совершенно не вписывается ни в какие рамки и нигде не тиражируется. Ни тогда и не сейчас. А ведь это событие по уровню нереальности стоит гораздо выше нашествия инопланетян.

Вернемся в наше благословенное смартфонами время.

По большому счету, институт поручительства достаточно известен и работает кое-где и сегодня. Скажем в банках, для получения ссуд. Однако даже в этом случае идет речь о считанном количестве поручителей и ограниченном временном периоде. Тогда, возле горы Синай, условия принятия поручительства были совсем иными:

…если часть народа не захочет исполнять поручительство, а останутся погруженными в любовь к самим себе, то тем самым и остальных  вынудят оставаться погруженными в эту грязь и низость, без какой бы то ни было возможности выбраться из этого мерзкого  положения.

Евреи хотят быть как все, и говорят, а некоторые даже верят, что они действительно как все. Пусть будет так. Вместе с этим, сам факт принятия поручительства говорит о том, что евреи хоть и ненадолго, но все же были на таком уровне объединения, на который с тех пор никто, в том числе и они сами, не сумели подняться. Почему-то кажется, что если бы еврейский народ сумел вернуться к таким взаимоотношениям хотя бы в самой малой мере, тогда, возможно, многое в нашем мире выглядело совсем по-другому…

В честь тех уникальных событий был учрежден праздник Шавуот. История появления и церемониальная часть праздника были всегда и хорошо известны. Между тем один из основных посылов праздника – феномен принятия поручительства – остается на втором плане и не получил, к сожалению, должной оценки по сегодняшний день.

М. Бруштейн

 

О НАС

Кто мы такие? Мы сообщество, охватывающее широкий социальный диапазон. «Каббала ла-ам» – международное движение, в рамках которого мы изучаем науку каббала – методику объединения людей над различиями и разногласиями, вне зависимости от пола, расы, вероисповедания и языка.

У нас представлен разнообразный и богатый спектр: правые и левые, светские и религиозные, сефарды и ашкеназы, евреи и неевреи. Мы сохраняем и реализуем уникальность каждого, вместе собирая кусочки многоцветной мозаики в одно неразрывное целое.

Каждый из нас начал этот путь, задавшись вопросом о смысле жизни. Мы черпаем знания и вдохновение от одного из величайших духовных лидеров еврейского народа – ведущего каббалиста XX столетия Бааль Сулама.

Нас соединяет общее устремление – построить лучшее общество, лучшее будущее, согласно советам каббалистов. С их помощью мы учимся видеть и понимать реальность через призму равновесия и гармонии, в подъеме над всем, что нас разделяет.

Из науки каббала мы знаем, что вектор развития ведет человечество к мировому единству. Только оно позволит каждому максимально реализовать свой потенциал, наполнить жизнь радостью и подлинным смыслом. Выстраивая добрые взаимосвязи с другими, человек благотворно влияет на все сферы своей жизни.

Основная часть нашей деятельности ведется в израильском обществе, расколотом глубочайшими противоречиями. Мы создаем атмосферу тепла и взаимопонимания, причастности и безопасности, равновесия и взаимного поручительства. За пределами Израиля мы фокусируемся, главным образом, на адекватном противостоянии антисемитизму, которому науке каббала есть что противопоставить.

Мы уверены в том, что открытый, честный подход, базирующийся на древней мудрости, послужит той общей лодкой, на которой мы все вместе устремимся в мирное, счастливое будущее. От всего сердца приглашаем вас написать новую главу в истории народа Израиля.

 

Отзвуки грядущей Катастрофы

Еврейская история повторяется многократно. Первый раз – в виде трагедии, потом – тоже.

Возможен ли нацизм в Америке? - Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (3)

Представьте себе картину: весной 1933 года офицер СС прибывает в Эрец Исраэль вместе с делегатом сионистских конгрессов, чтобы изучить возможности массовой еврейской эмиграции из Германии. Позднее в созданной Геббельсом антисемитской газете Der Angriff появляется серия статей сионистской направленности под названием «Нацист едет в Палестину».

Нет, это не альтернативная история и не голливудский сюжет. Офицера звали Леопольд фон Мильденштейн, а его спутника – Курт Тухлер. В 2011 году внук Герды Тухлер выпустил документальный фильм «Квартира», рассказавший удивительную историю контактов еврейских организаций с нацистами.

Мало кто знает, что поначалу окончательное решение еврейского вопроса представлялось им не столь кардинальным. Едва придя к власти, они приложили массу усилий, пытаясь просто выдворить евреев из страны.

Результатом стало соглашение «Хаавара», призванное поставить на поток переезд евреев в Палестину. Слово это, означающее на иврите перемещение, или трансфер, закрепилось также в немецкой транскрипции, и гитлеровская верхушка не погнушалась столь вопиющим фактом.

Соглашение понемногу начало претворяться в жизнь. Мильденштейн, ставший его куратором в СД, не только поощрял эмиграцию, но даже изучал иврит и принял участие в 19-м Сионистском конгрессе в качестве наблюдателя.

Но вот беда: евреи, в массе своей, вовсе не хотели уезжать. Антисемитская угроза не сплотила, а расколола их на враждующие лагеря, причем, не только в Европе, но и в Палестине. Как следствие, темпы переезда оставались низкими. К тому же английская мандатная власть ввела квоты на въезд.

В 1936-м Мильденштейна отстранили от проекта, а в 1939-м поставили начальником его бывшего подчиненного – Эйхмана, сторонника намного более суровых мер. Но даже Эйхман поначалу пытался лишь «вытурить» евреев. Для этого он не поленился съездить в Палестину в 1937-м. Сам Гитлер поддерживал «Хаавару» вплоть до 1939-го.

Всего проектом воспользовались 60 тысяч человек – примерно десятая часть еврейского населения Германии. С приближением Второй мировой нацистам стало ясно, что этот канал не позволит избавиться от еврейства в стране. К тому времени они были готовы высылать евреев куда угодно, однако Эвианская конференция похоронила этот шанс.

Конференцию организовали американцы и англичане, и, как пишет Уильям Перл, «они же сделали все возможное для ее полного провала». Запад отказался спасать миллионы обреченных.

Так началась очередная трагедия, ставшая самой страшной в нашей истории. Не сумев изгнать евреев, нацисты решили уничтожить их. Отсидеться не получилось ни у кого.

Работа над ошибками

По большому счету, не было никакой работы над ошибками. Мы поскорее перелистнули жуткую страницу и формально возвращаемся к ней лишь раз в год. Уроки не извлечены. Опасность не миновала. Но мы по-прежнему расколоты, по-прежнему грыземся друг с другом – и потому общая картина снова ускользает от наших глаз.

Место Германии заняла сегодня Америка. Евреи в ней проделали тот же путь, что и немецкие евреи прошлого века. Но зашли еще дальше. Они не просто американцы до мозга костей, хорошо устроенные, не мыслящие себя где-либо еще. Вдобавок к этому они презирают, а то и ненавидят Израиль, которым попрекает их «либеральная общественность». Еще недавно он был для них обузой, а теперь превращается во врага, угрожающего их светлому будущему.

Еврейские организации публично требуют «приструнить» израильское правительство. Еврейские избиратели поддерживают откроенных недругов Израиля. Еврейский «демократический социалист» Берни Сандерс повышает тон антиизраильских заявлений – недавно он назвал наше правительство расистским.

Американским евреям, как и немецким, не нужна «Палестина». Они тоже будут до конца отстаивать свое право на жизнь в «самой передовой» стране мира. Больше всего на свете они ненавидят свое еврейство, иногда подсознательно, а иногда и вполне осознанно. Они бы все отдали, чтобы быть кем-то еще, кем угодно!..

Даже слабо идеологизированные евреи в США испытывают это чувство. Глядя, как Америка, вместе с остальным Западом, медленно поднимается против них, они видят проблему не в антисемитах, не в экстремистах, которые уже начали убивать, а… в Трампе и в Израиле. И пускай Трамп может оказаться их последним оплотом на американской земле, а Израиль никогда не закроет перед ними двери – логика тут не действует. Чувство первично.

Ведь чувство это вызвано глубинным, исконным противостоянием евреев и мира. Народ Израиля был создан для подлинного единения людей, для подъема к общности и взаимному поручительству и потому всегда вызывал к себе ненависть человеческого естества. Все ее причины – лишь поводы. Она направлена не против народа, а против того, что он олицетворяет, даже сегодня, когда и сам забыл о своей роли, утонув в долгом изгнании.

Пропаганда против антисемитизма бессильна. Он сильнее доводов рассудка. И неслучайно именно в евреях он расцветает особым цветом, ведь когда-то они были на вершине единства, но, падая, скатились на самое дно.

Личины антисемитизма разные, но суть его одна. Сегодня в нем явственно проступают два лика: либеральный и фашистский. Однако для евреев большой разницы нет – и те, и другие ненавистники не знают жалости. И те, и другие зайдут дальше, чем нацисты, ведь эгоизм растет. По отношению к еврейскому народу весь мир постепенно превращается в пороховую бочку.

И не стоит уповать на лидеров, даже самых решительных, системных либо антисистемных. Любой лидер отражает исторические тенденции. Не он движет историей, а история движет им.

Если мы, народ Израиля, хотим реально изменить ситуацию, то должны дать миру то, чего он безотчетно требует от нас, – новую ступень развития, новый уровень отношений между людьми – доброе сосуществование для всех. Этого на самом деле ждут от евреев. И пока мы бездействуем, нас будут только больше ненавидеть.

Их ненависть уже выплескивается через край. Ведущая американская газета публикует антисемитские карикатуры. Манифестанты у еврейского консульства в Нью-Йорке обвиняют нас в преступлениях против польских граждан во время Второй мировой войны. Фанатики призывают отправить нас прямиком в ад – всех до единого – ведь мы виноваты во всем.

Никто не отсидится, не переждет. Потому что слишком сильна ненависть. Потому что ждать, игнорируя свою роль, значит противостоять ходу истории. Это не антисемиты – это она не позволяет нам просто жить. Это она требует от нас проснуться. Это ее будильник звенит над ухом раскатами грядущей Катастрофы.

Вот что пишет об этом известный каббалист XX века Бааль Сулам:

Я уже высказывал свои принципиальные соображения в 1933 году. Кроме того, я общался с лидерами поколения, и слова мои не были тогда приняты. Хотя я кричал во весь голос, предупреждая о мировом крахе, это не произвело впечатления. Однако теперь… я думаю, мир поверит мне: конец надвигается стремительными шагами, и Исраэль будет испепелен раньше остальных народов, как это случилось в прошлую войну.

Пора проснуться.

М. Лайтман

 

Сквозь историю

Мы один из древнейших народов на Земле. Почему мы непрерывно грыземся друг с другом, как будто мало нам всемирной травли? Что такое Исраэль? Как он возник и что готовит ему завтрашний день? Экспресс, мчащийся сквозь историю, притормозит только на узловых станциях – чтобы мы успели разглядеть из окон их очертания.

Станция 1

Единое человечество

Примерно 3800 лет назад в Месопотамии, между реками Тигр и Евфрат, на территории нынешнего Ирака, располагалось Древневавилонское царство – колыбель человечества. Люди жили там единой семьей, вполне удовлетворяя свои малые потребности. У них была еда, кровля и общая атмосфера благополучия, не нарушаемая особыми помехами. Все понимали друг друга: «На всей земле был один язык и одно наречие».

Станция 2

Вавилонская башня

А затем желания резко возросли – и жизнь переменилась. Все озаботились собственной выгодой, желательно за счет окружающих. Начался первый в истории социальный кризис, приведший к возведению первого небоскреба – мифологического символа эгоцентризма. Резко повысившиеся запросы разорвали пасторальную взаимосвязь, и люди перестали понимать друг друга. «Там смешал Господь язык всей земли» – это сказано об ожесточении сердец, замкнувшихся и ставших чужими.

Станция 3

Авраам

У известного вавилонского языческого жреца Тераха была лавка, в которой он продавал статуэтки божков. Казалось, его сын Авраам унаследовал надежное будущее… Однако того волновало другое: как возник мир? Куда он идет?

«И стал раздумывать день и ночь: как может вращаться это колесо без управителя? Кто крутит его? Ведь не может же оно крутиться само? Никто не учил его и не вразумлял, и был он ввергнут в Ур Халдейский, в среду глупых идолопоклонников» (Рамбам).

В один прекрасный день Авраам взял палку и разбил идолов отца. Так начался его подъем к единству мироздания.

Станция 4

Открытие

В своем исследовании Авраам открыл единую Силу, создавшую мир, человечество, всеохватывающую сеть взаимосвязи и разъедающий ее эгоизм. Этот конфликт противоположностей требуется для того, чтобы обеспечить нам свободу воли.

Авраам разработал научную методику, позволяющую самостоятельно вызывать позитивное воздействие единой Силы, создавая добрую взаимосвязь над естественным взаимным отторжением. Эта методика объединения, ставшая спасением от непримиримых раздоров, – и есть наука каббала. Те из вавилонян, кто прислушался к Аврааму, воспользовались ею и сплотились в группу под его началом. «Так собрались к нему тысячи и десятки тысяч, и это – люди дома Авраама» (Рамбам).

Станция 5

Ханаан

Группа «дома Авраама» заложила фундамент народа Израиля. В отличие от всех прочих народов, сформировавшихся на естественной этнической основе, его основа была идеологической. Слово Исраэль означает устремление «прямо к Высшему» (яшар-Эль) – к единой Силе, управляющей мирозданием.

Остальные вавилоняне со временем разделились на народы, а группа Авраама переселилась в Ханаан, расширилась и укрепилась на духовных ценностях единства и любви.

Станция 6

Схождение в Египет

Прошло двести лет, и эгоизм снова выплеснулся наружу, создав раскол среди потомков группы Авраама. Выразилось это в разрыве между Йосефом и его братьями. Их единство не устояло, братская связь распалась, и сыновья Яакова опустились в «Египет» – в поклонение материальным ценностям и обожествление себялюбивого начала.

Станция 7

Египет

В рабстве у материальных запросов, под моральным и физическим господством царя эгоизма – Фараона – крепло стремление выйти на свободу. Но для этого нужен был лидер, способный адаптировать методику Авраама к новой ситуации. Лидер, способный объединить изгнанников над новой ступенью развития желаний.

И тогда появился Моше. Его борьба с Фараоном олицетворяет всё ту же схватку противоположностей: силы разобщения и силы единства. Когда Моше начал возрождать узы былого братства, Фараон ощутил на себе «десять казней», заставивших его в итоге отпустить сыновей Израиля.

Станция 8

Гора Синай

Едва они вышли на свободу, как возникло новое препятствие. Гора (הר) означает сомнения (הרהורים), а Синайненависть (синá). «Гора, на которой снизошла ненависть к народам мира» (трактат «Шаббат»). Эта ненависть стала суровым испытанием, проверкой их готовности объединиться «как один человек с единым сердцем».

Огромным усилием они покорили гору внутренней ненависти, заключили союз с единой Силой, превратились из группы в народ и получили Тору – руководство по подъему над тесным себялюбием в мир бескрайней отдачи.

Станция 9

Методика объединения

Приняв эту методику, народ Израиля созрел для того, чтобы реализовать свое предназначение – повести мир к взаимной отдаче, к благотворным социальным отношениям, обеспечивающим каждому человеку возможность подлинной самореализации. «Народ этот создан для всего мира, чтобы подготовить его будущее» (рав Кук).

Станция 10

Пустыня

Моше знал, что после прорыва у горы Синай дурное начало опять возьмет верх над импульсом к сближению. Поэтому первоочередной задачей на последующие сорок лет стало превращение «пустыни», иссушенной эгоизмом взаимосвязи, в «землю, текущую молоком и медом».

Станция 11

Земля Израиля

Для этого Моше разделил народ на маленькие группы, десятки, в которых легче налаживать отношения по принципу взаимного поручительства и учиться правильному объединению. Так народ Израиля достиг «земли обетованной» – своего исконного желания, устремленного на отдачу.

Станция 12

Храм

Поначалу в земле Израиля не было центральной власти. Народом управляли судьи. «В те дни не было царя у Исраэля, и каждый поступал как ему заблагорассудится» (Шофтим). Спустя четыре века племенного раскола народ объединился, создав царство под началом Давида, а затем Шломо. В ту пору оно было настоящей державой, одерживая победы как на внутреннем фронте, так и во внешних сражениях. В результате народ поднялся на новую духовную ступень единства под названием «Первый храм».

Станция 13

Крушение Храма

Прошло еще четыре века, и эгоистическая природа взяла реванш. Братская любовь сдалась под натиском беспричинной ненависти, связи распались – и Храм пал. Утратив духовное единство, народ оказался во власти материи – в Вавилонском изгнании. На протяжении шестидесяти лет внутреннее разобщение выросло здесь настолько, что перед евреями встала реальная угроза физического истребления. «Есть один народ, рассеянный и разобщенный между народами, – сказал царедворец Аман. – Не угодно ли будет царю предписание уничтожить их?» (Мегилат Эстер). Лишь тогда иудеи сплотились вновь под руководством Мордехая, и часть их вернулась в свою землю.

Станция 14

Второй храм

Хотя диаспора уже тогда превышала численность населения в Израиле, двум коленам удалось отстроить заново Храм – взойти на духовную ступень, хотя и не столь высокую, как прошлая вершина. Следующие всплески эгоизма пришлись на эпоху Древней Греции и Древнего Рима. При римлянах от единства не осталось и следа – всё поглотила междоусобная вражда.

Станция 15

Крушение Второго Храма

Рабби Акива, предвидевший крах и предупреждавший о нем своих учеников, назвал «любовь к ближнему, как к себе» великим принципом Торы. Ученики не удержали ее, и ненависть ввергла их в смертельную эпидемию. «Как засвидетельствовали наши предки, Иерусалим был разрушен лишь из-за беспричинной ненависти, царившей в том поколении. Ибо тогда заболел народ и умер, а органы его развеялись во все стороны» (Бааль Сулам).

Станция 16

Изгнание длиной в два тысячелетия

Утратив единство, народ Израиля рассеялся по миру. Евреи жили замкнутыми общинами, однако это была лишь внешняя сплоченность, продиктованная опасностями и враждебностью окружения. Настоящее единство, связь с Высшей силой, великая цель человечества – всё это забылось, стерлось из мировосприятия. Духовный принцип любви к ближним остался уделом одиночек, тогда как большинство довольствовалось «физическим» выполнением заповедей и верностью традициям. Значительные части народа ассимилировались – по принуждению или добровольно. По сути, евреи снова стали вавилонянами.

Станция 17

Золотой век

Примерно тысячу лет спустя, между IX и XIII веками, в период расцвета испанской диаспоры, эта страна стала религиозным, культурным и экономическим центром мирового еврейства. Народ приобщался к европейским нравам, фактически, презрев свои изначальные ценности и основы.

Однако 500 лет «испанской интеграции» завершились указом, предписывающим тремстам тысячам евреев покинуть страну либо креститься. От нас требуется добрая взаимосвязь как ключ к решению всех проблем. Любые другие наши достижения не принимаются во внимание.

Станция 18

Антисемитизм

Он сопровождал нас всегда и везде. Где бы еврей ни жил – в средневековой Испании, в прогрессивной Германии прошлого века или в США образца нового тысячелетия – нигде от этого не спрятаться. Доказательством тому – бесчисленные бедствия, резня, погромы, крестовые походы, кровавые наветы, убийства, уничтожение целых общин и недавняя Катастрофа.

В чем бы ни обвиняли нас антисемиты, подсознательно они чувствуют к нам ненависть за то, что мы не делаем чего-то безумно важного, никому больше не доступного и отчаянно необходимого всем. «Общество имеет полное право требовать от еврея… чтобы он начал выполнять древнее пророчество, согласно которому через него все народы земли будут благословенны» (Генри Форд).

Станция 19

Катастрофа

В 1922 году ведущий каббалист XX века Бааль Сулам предвидел угрозу массового уничтожения европейского еврейства. Понимая законы Природы и человеческого естества, он предупредил об этом лидеров еврейских общин Варшавы, призывая их к единению и переезду в землю Израиля. Ответом стал не просто отказ, а бойкот. Бааль Суламу не дали взять с собой даже маленькую группу, и в итоге он с семьей уехал сам.

Спустя 11 лет события полетели в головокружительном темпе: приход Гитлера к власти, начало Второй мировой, окончательное решение еврейского вопроса… Правота каббалиста бывает чудовищно горька.

Станция 20

Еврейское государство

По прошествии двух тысяч лет мы воссоздали свою страну. «Государство Израиль будет поверено не богатством, не армией и не техникой, а его нравственным обликом и человеческими ценностями» (Давид Бен-Гурион). Теперь уже мы видим – вышло наоборот.

Врагов у нас не убавилось. «Любят» нас всё так же, и даже сильнее. И пока нашу страну пытаются делегитимизировать на международной арене, сами мы ведем межсекторальные разборки, сводящиеся к борьбе за бюджет. Единство? Поручительство? Какое там. В своих политических междоусобицах мы непримиримы и бескомпромиссны. Нас держит здесь не любовь к ближнему, не внутреннее братство, позволяющее подниматься над различиями и противоречиями, а привычка, гордыня, безвыходность или просто надежда на то, что всё как-то образуется.

Верный путь к очередному краху.

Станция 21

Последнее поколение

На самом деле мы еще не вернулись на свою землю – в свое исконное желание отдачи. Еще бродим в изгнании. История подарила нам шанс, но мы еще не готовы принять его, не готовы снова стать народом, возродив наследие Авраама.

Эгоизм у нас правит бал, и вместо Храма у нас… Впрочем, вы знаете. Мы в плену у эгоизма и не ищем совместного решения этой беде, предоставляя истории решать за нас. По сути, в своей отчужденности мы добрались до последнего яруса Вавилонской башни, до вершины разобщения – и теперь нам требуется единство, какого не было раньше.

Мы справимся, верно?

«Когда сыны Исраэля опускаются – опускаются до праха, а когда поднимаются – поднимаются до небес» (Мегила).

 

Наука нового поколения

Большинство ученых все чаще и чаще приходят к выводу, что современная наука, а вместе с ней и вся цивилизация, входят в период стагнации и саморазрушения. И в рамках существующих общественных парадигм – нравственных, потребительских, политико-экономических, религиозно-этических и чисто научных, этот кризис непреодолим.

Если этот кризис непреодолим в рамках существующих общественных парадигм, то нам надо думать, как выйти за эти рамки. Помните утверждение А. Эйнштейна о том, что невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла? Исследователю нужно “встать” на более высокую ступень, чтобы иметь возможность максимально полно оценить и исследовать какую-либо материальную форму существования нашей реальности.

Всё сущее в нашем мире условно делится на неживую, растительную, животную и человеческую части. С нашего уровня наиболее полно мы можем исследовать самую «удаленную» от нас, неживую часть природы, менее полноценно – растительную, еще менее – животную, и уж совсем крохи остаются на нашу человеческую природу. Почему так происходит?

Потому что в нас самих есть все уровни Природы, и мы, по сути, всегда исследуем часть самих себя. Чем «ближе» к уровню «человек» исследуемый материал (от чисто физических явлений или растительных и животных, и до психики человека), тем менее точно мы можем постичь исследуемое.

Поэтому для разрешения кризисной ситуации нам нужно использовать иную научную парадигму, этакую «сверх-науку». Она должна описывать весь наш мир с более высокой ступени.

Некоторые ученые (квантовые физики, эволюционные биологи, психологи) начинают догадываться о возможности работы на более высоких уровнях реальности, которые обладают единым универсальным сознанием. Это происходит на основе изменений эгоистических связей людей между собой и с природой на альтруистические.

Если вспомнить, что новое – это хорошо забытое старое, то такая концепция есть. Она тщательно разработана теоретически и апробирована экспериментально в соответствии с самыми строгими научными критериями.

Эта концепция есть не что иное, как – возможно, самая древняя, и вместе с тем, логически последовательная, интегральная и универсальная наука, в том числе, о сознании.

Зачастую она почитается за «религиозно-мистическое, эзотерическое течение в иудаизме, претендующее на осмысление роли и целей Творца, природы человека, смысла его существования». То, что каббала претендует на осмысление роли и целей Природы и Человека – это правда, а вот мистического, эзотерического и религиозного в ней нет (отношения каббалы и религии – тема отдельной статьи).

Каббала, выходящая на авансцену как современная наука, исходит из учения великого ученого-каббалиста XVI века Ари (1534-1572), из его «Лурианской каббалы». Она стала основой новой методологии, которая усилиями поколений каббалистов: Бааль Шем Това, Авраама Кука (1865-1935), Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) (1885-1954), Рабаша (1907-1991) и их продолжателя Михаэля Лайтмана, была очищена от мистификации и адаптирована к научному восприятию современным человеком.

Согласно каббале, Творец – это единая управляющая сила, которая проявляет себя в нашем мире как Природа. В статье «Суть науки каббала» Бааль Сулам дал следующее определение этой науки:

«…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую раскрытие Творца Его творениям в этом мире».

Очищенная от мистификации и адаптированная к современным условиям, каббала содержит полное и точное описание всей иерархической системы уровней реальности, включая наш физический мир, как предельный случай более высоких миров.

Все миры (высший, духовный, и наш, материальный) рассматривается в каббале как части единого организма, как части единой Природы, единого мироздания. Оно (мироздание) создается в высшем мире, который действует как опытный программист, составляющий алгоритм комплексной программы, реализуемой в явлениях нашего мира под действием т.н. природных законов.

Эти законы, сформированные первоначально в информационном виде, проявляются в нашем мире согласно причинно-следственным связям, о которых пишет Бааль Сулам, и воспринимаются индивидуальным сознанием человека в материальной форме на 4-х уровнях природы: неживом, растительном, животном и человеческом. Тут они, как написано выше, могут быть частично постигнуты человеком-экспериментатором, который, как и все остальное, также является продуктом материализации описанного выше внешнего программного обеспечения.

Важно отметить, что пять органов чувств, посредством которых человек постигает реальность, строго говоря, таковыми не являются. В действительности вместо пяти органов ощущений мы имеем пять перегородок. Сетчатка глаза, барабанная перепонка, обонятельный нерв, вкусовые рецепторы, кожный покров – это непроницаемые перегородки, которые полностью отделяют внутренний мир человека от чего-то внешнего.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (4)

От этих пяти «сенсоров» информация поступает в мозг человека в виде «электрохимических сигналов». Но эти информационные потоки никоим образом объективно не отражают “картины” внешнего мира, нас окружающего, потому что, строго говоря, мы не можем определенно утверждать, что именно стучит в барабанную перепонку. Мы этого не знаем!

Наше сознание производит анализ слуховых образов, выбирая из предыдущего “жизненного опыта” нужную аналогию, стук в дверь или плач ребенка, например. Такова же ситуация и с другими нашими “органами чувств”, будь это сетчатка глаза, обонятельный нерв или вкусовые рецепторы, или клетки кожного покрова…

Каббала придерживается именно такого строгого подхода. У нас нет развитых органов чувств, способных постичь внешнюю реальность. Но мы точно знаем, что она существует! Каббалисты, постигшие эту реальность, называют ее высшим миром. Именно оттуда поступающие к нам сигналы наше сознание интерпретирует как меняющиеся материальные образы «нашей реальности».

В действительности не человек постигает тайны Природы, но Природа раскрывает их нам, как хороший учитель, “в нужное время и в нужном месте”. Мудрая Природа в нашем мире раскрывает людям только такие тайны, которые они на данном уровне развития способны постичь. Так работает т.н. «закон подобия» или «закон резонанса».

И мы пока не можем ощущать высший духовный мир, потому что по нашим свойствам мы не подобны тому, что там происходит (также и кошка не может постичь красоту произведений Бетховена). Но каббала – это методика, позволяющая развить у каждого человека способность ощутить высший духовный мир.

За картинами нашего мира человек начнет также видеть духовную реальность, чувственно познавать как сами явления нашего мира, так и их взаимосвязь друг с другом через их духовные корни. С этого нового уровня человек уже может объективно исследовать наш мир!

При этом каббала отвечает самым жестким критериям подлинной науки: эмпиричность, последовательность и безупречность логических построений, наличие развитого и адекватного понятийно-математического аппарата и языка, воспроизводимость результатов экспериментов независимыми исследователями при условии выполнения ими всех методологических требований.

Каббала – это тщательно выверенная на практическом тысячелетнем опыте научная методология построения следующего уровня сознательной и целенаправленной эволюции человека. Уровня, характеризуемого полной гармонией человеческого общества и Природы.

Каббалистическое познание реальности происходит, в итоге, не с уровня эгоистического восприятия мира индивидуумом, а с более высокого альтруистического уровня человечества, как единого живого организма, обладающего синергетическими чувствами и разумом. Каббала, в итоге, разрешает перечисленные выше кризисы, как в науке, так и в обществе, а также позволяет человеку, работая как бы из другого измерения, гармонизировать всю систему мироздания.

Э. Элиав, Ph.D., профессор-исследователь по квантовой химии.
В. Плинер, Ph.D., химик-технолог.

 

Успеть на автобус

Мой сын служит в пехотной бригаде Кфир. Родные такие львята, которые нас защищают. Накануне был у меня с ним телефонный разговор. Он вспомнил, как маленьким стоял на перекрестке и спокойно ждал, пока подойдет взрослый и переведет его через дорогу. Ни сомнений, ни страха. Полная уверенность – придет старший и поможет. Но в последнее время, говорит, что-то не так. Люди изменились – каждый больше сам за себя. Повзрослел мой сын…

И вот, сижу я грустный, еще не остывший от разговора, на остановке. Жду автобуса. Подходит солдат небольшого роста с огромным рюкзаком за спиной и начинает выяснять, как ему проехать на базу Црифин.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (5)

Ну, доставить солдата на базу – не последнее дело. Все начинают думать, вспоминать, давать советы. Пока суд да дело, подъехал именно тот автобус, который ему был нужен. Но только помощники сплоховали – не сразу сообразили, что к чему. А водитель, само собой, дожидаться не стал – закрыл за пассажирами двери и уехал.

И всё. Следующий будет только через пару часов. Народ всполошился, парень погрустнел. И тут, почти сразу – мой автобус. Водитель послушал нас, посмотрел на растерянного львенка и вдруг говорит:

– Поднимайся!

Тот зашел. «Как же так, – думаю, – ведь ему не туда! Через несколько остановок свернем в другую сторону. Неправильно это, подставили парня окончательно…»

Только когда водитель стал резко набирать скорость, я понял, чтó он задумал. И появилась надежда. Ощущение было, словно весь автобус давил на педаль.

Уже на следующей остановке мы догнали «беглеца». Чтобы он не уехал снова, мы сразу дали знак через окно. И ему не позволили уехать. Люди кричали, махали руками – так что водителю пришлось подождать. Солдатик на глазах у всех пересел и поехал дальше.

Я видел улыбки вокруг – искренние, светлые. Словно луч солнца пробежал по лицам. Мы одержали маленькую победу, чтобы он, там, вместе с товарищами смог победить для всех нас. Хотя, казалось бы, с кем мы воевали? Просто все делали что могли…

Почему меня это так тронуло? Ну да, вы уже поняли: у солдата на форме была эмблема той самой бригады, в которой служит мой сын.

Все-таки мы еще готовы «переводить через дорогу» чужих детей. Нет, своих детей. Я могу быть уверен – ему помогут, если понадобится. Мы еще не каждый сам за себя.

Ведь дело тут не в автобусах – дело в отношении. На самом деле мы знаем, как надо относиться друг к другу, вне зависимости от войн и невзгод. Мы все тут – свои, одна семья, только редко вспоминающая об этом.

Я помню, как мне помогали в Европе во время отпусков. Один раз даже выручили бескорыстно, когда застряла арендованная машина. Такие заботливые, отзывчивые, предупредительные люди… Но здесь – здесь была не европейская вежливость, привитая с детства. Здесь был общий порыв… Порыв любви, не заученной, идущей от сердца.

Мы всплываем иногда к этому чувству, к этому братству. Обычно под угрозой, когда надо защищаться от врагов. А иначе – зачем? Вроде бы, и так можно прожить…

Мы не сознаём, чего лишены! Говорю это как отец. Поступаясь человеческим отношением друг к другу, мы теряем открытую, процветающую страну, какой она могла бы быть. Мы теряем деньги, нервы, время, тратим жизнь на самоуспокоение, на постоянные попытки компенсировать негатив, расходуемся на чужих, вместо того чтобы посвятить себя своим.

Короче, а в том ли автобусе мы едем? Может, пересесть в другой, который идет куда нам надо – пока они не разминулись окончательно?

…Тут как раз нарисовалась моя остановка, и я вернулся в реальность. Другие тоже. Хотел сказать «до свиданья», но мы уже опять были чужими. Так что нажал на кнопку и вышел не прощаясь, с одной лишь мыслью: реальность – это мы.

М. Шапиро

 

Как празднуют каббалисты

Мы все любим праздники, однако зачастую не подозреваем, каким внутренним и даже тайным смыслом они наполнены. В каббалистических книгах довольно подробно об этом говорится, однако лучше один раз увидеть, чем сто раз об этом  прочитать или услышать.

Международная Академия Каббалы (МАК) пошла на эксперимент. Она открыла свои двери для всех желающих провести праздник Пурим. Для того чтобы сделать наглядным каббалистический посыл праздника, была разработана специальная программа. Она включала в себя вкусное угощение, театральные сценки, игры, карнавальные костюмы, конкурсы, награждение победителей, песни вокального ансамбля «Берур» и многое другое.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (6)

За круглыми столами с праздничным угощением, в уютной, домашней обстановке гости из Тель-Авива, Хайфы, Натании, Ашдода, Беер-Шевы и др. городов впервые узнали, что Пурим – это самый главный каббалистический праздник. Собственно говоря, все еврейские праздники олицетворяют различные ступени духовного продвижения человека, однако Пурим говорит о самом последнем, завершающем этапе.

Все элементы праздника, как и все персонажи Пуримских событий:  Мордехай, Ахашверош, Аман, Эстер и другие, – это, по сути, внутренние свойства и качества, которые проявляются в каждом, кто выбирает путь духовного продвижения.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (7)

Праздник настолько впечатлил гостей, что они дружно попросили провести в стенах академии следующий календарный праздник – «День Независимости».

На этот раз организаторы добавили в праздничную программу несколько новых элементов. Ученик академии, певец и композитор Моти Мор, провел музыкальную часть вечера. Преподаватели выступали с юмористическими миниатюрами, а также провели особую лекцию в стиле TED.

Всех участников вечера очень впечатлили наполненные внутренней драмой жизненные истории учеников и общий семинар. Главный посыл вечера заключался в одной простой мысли – без правильных взаимоотношений между людьми невозможно достичь настоящей независимости страны и народа. Для многих участников вечера стало откровением узнать, что «любовь к ближнему» – это главная парадигма каббалы.

Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (8)

Подытожить эти мероприятия могут слова непосредственной участницы этих событий Марины из Тель-Авива: «Я здесь потому, что это еще одна возможность ощутить настоящую связь, тепло и любовь даже среди незнакомых людей. Такие встречи придают сил и уверенности, и именно здесь можно ощутить самую настоящую независимость, среди единомышленников ты чувствуешь себя свободным …»

До новых встреч, дорогие друзья!

Нетта Берг

Праздник ТУ БЕ-АВ 2019 - Газета "Аума" (Народ) - выпуск №3 (9)

СКАЧАТЬ ГАЗЕТУ

Можно с этим спорить и не соглашаться, но аналога еврейскому феномену нет и не было. Во все времена среди всех стран и народов.

Читайте далее

Спецпроекты