Статья

Всемирный Суккот

Ответ на вопрос о причине нашего шаткого, конфликтного, в широком смысле этого слова, состояния находится, как ни странно, в кровле сукки.

Всемирный Суккот

Что известно нееврейскому обывателю о празднике Суккот? Как правило, немного. Наибольшую популярность получил главный атрибут праздника – сукка, неказистое строение наподобие беседки, в которой евреи днюют и ночуют целую неделю.

Еврейский обыватель расширит ваши познания дополнительной информацией.  Например, об «арба миним», то есть о четырех видах растений, которые нужны для проведения особой праздничной церемонии. Кроме того, вы, возможно, узнаете о торжественном мероприятии – «Симхат Тора», которое проводится сразу после Суккота.

Религиозные евреи добавят к этому массу подробностей, включающих в себя, кроме всего прочего, очень строгий свод правил, касающихся постройки сукки.

О том, чему посвящен праздник, информации гораздо меньше. Чаще всего вспоминают указание в Торе, а также скитания евреев после выхода из Египта, в память о которых и велено жить во временном жилище.

Вместе с этим существует одно, скажем так, нестандартное объяснение,  о котором хочется поговорить подробней.

Суть его в том, что шаткая, не очень приспособленная к проживанию постройка – сукка, должна служить напоминанием о нашем неустойчивом и непрогнозируемом состоянии в этом мире.

На первый взгляд, кажется, что речь идет о вещах тривиальных.  Кто не задумывался, хотя бы раз в жизни, о бренности своего существования? Почему же именно евреев угораздило увековечить эту мысль в ежегодном празднике, который к тому же продолжается целых семь дней? Говорить о том, что это случайно, – несерьезно. Евреям не свойственно заниматься бессмысленными вещами. Возможно, они знают ответ на этот, касающийся каждого человека на Земле, вопрос?

Так или иначе, бросается в глаза то, что «вселенские» вопросы находятся, что называется, очень глубоко в еврейском мироощущении. Всюду, где возникают идеи изменения мира к лучшему, можно обнаружить еврейское присутствие. Стоит ли после этого удивляться, что именно от евреев ждут ответов на самые сокровенные и глубокие вопросы, мучащие человечество.

Подтверждением вышесказанной мысли является известный анекдот, который, в отличие от многих других анекдотов, понятен почти каждому человеку, вне зависимости от национального менталитета:

– Поучитесь у Цукерберга!

– У какого Цукерберга?

– Да у любого Цукерберга!

Несмотря на это могут возразить, что евреи – это обычные люди, такие, как и все остальные, и нечего требовать от них чего-то особенного. Однако такие возражения ни у кого не вызывают сочувствия и лишь на время успокаивают авторов, высказавших эти возражения.

Все знают, что за Фэйсбук и другие хай-теки, евреям дифирамбы не поют, а вот душистыми букетами антисемитизма, не понятно за что, уже не одну тысячу лет награждают.

Какие выводы следуют из всего этого? Прежде всего, вспомним то, о чем говорилось в начале статьи. Евреи – не те люди, которые стали бы задавать вопрос, на который нет ответа. Впрочем, иногда эти ответы не доходят до адресата – однако это уже тема другой статьи.

В нашем случае ответ на вопрос о причине нашего шаткого, конфликтного, в широком смысле этого слова, состояния находится, как ни странно, в кровле сукки. Она специально делается из отходов производства вина и хлеба. Этим хотят показать, что вещи второстепенные, каковыми и являются эти отходы, необходимо поднять высоко над головой, то  есть возвысить их ценность и важность.

О каких второстепенных и не имеющих в наших глазах ценности вещах идет речь? Речь идет об универсальной идее объединения людей, которая заложена в церемониале праздника, и имеет сегодня, мягко говоря, второстепенное значение в нашей жизни.

Нам не нужно объяснять, что такое объединение, когда мы хотим кого-то завоевать, от чего-то защититься, или больше заработать. О том, что объединение само по себе и есть главная ценность, мы даже не задумываемся. В упомянутых ранее «арба миним» заложено детальное объяснение  отношения человека к ценностям объединения.

Арава (верба) – в ней нет вкуса и нет запаха. Важность единства не воспринимается разумом и не ощущается.

Адас (мирт) – нет вкуса, но есть запах. Разум согласен, но отсутствует ощущение.

Лулав (пальмовая ветвь) – есть вкус, но нет запаха. Есть ощущение, но разум не принимает.

Этрог (цитрус) – есть вкус, и есть запах. Согласие разума и ощущения.

Пора подводить итоги

Объединение людей, как решение проблемы шаткого, непредсказуемого состояния, сегодня актуально для всего человечества. Вместе с этим будем реалистами. Большинство людей об этом не только не знает, но даже и не задумывается. Одно дело поднять над головой отходы производства хлеба и вина, как это происходит во время постройки сукки, и совсем другое дело подняться над национальными, партийными и ментальными различиями в реальной жизни. Чтобы эту ситуацию изменить, нужен простой, всем понятный пример…

Ничего не поделаешь. Еврейский народ начал этот процесс первым, значит, ему и продолжать его сегодня.  Вполне естественно, что сказавший «А» рано или поздно произнесет и «Я».

М. Бруштейн

 

 

 

 

 

Можно с этим спорить и не соглашаться, но аналога еврейскому феномену нет и не было. Во все времена среди всех стран и народов.

Читайте далее

Спецпроекты