Статья

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЕВРЕИ

 Логично предположить, что каждый представитель еврейского народа действительно несет на себе некую метку, неизвестно где, на каком уровне и кем записанную, но вызывающую особое к нему отношение со стороны всех других народов.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЕВРЕИ

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЕВРЕИ

1. КОГО СЕГОДНЯ НАЗЫВАТЬ ЕВРЕЕМ?

Анекдот вместо эпиграфа

Как-то на придворном балу к маркизу де Кюстину подошёл император Николай I.

– Маркиз, по-вашему, тут все русские?

– Конечно, Ваше Величество.

– Ничего подобного! Вот это – поляк, вон тот немец. Это – татарин, это – грузин, это – крещеный еврей, а вон там – финн.

– Тогда, где же русские?!

– А вот все вместе они русские.

(д-р философии Буровский А. М. «Вся правда о российских евреях»)

 

 

Когда и где евреи сформировались, как народ? Кого сегодня следует считать евреем? Почему их постоянно преследует антисемитизм и ненависть даже тех народов, среди которых евреи никогда не жили? Может ли вообще современный человек разобраться в этой многовековой еврейской проблеме?

Давайте все же попробуем разобраться.

Думаю, будет правильным начать с того, как проблема признания гражданина страны евреем решается в еврейском государстве Израиль.

Ниже почти полностью приведён текст статьи “Негалахические евреи”, представленный на сайте Википедия, поскольку эта статья довольно точно описывает сегодняшнюю ситуацию в Израиле по данной проблеме.

«Негалахические евреи – граждане Израиля еврейского происхождения, не признаваемые государством как евреи на основе религиозного закона Галаха.

В Израиле, в соответствии с Галахой, принадлежность к еврейству определяется по матери. Начиная с 2010 года, любой, кто иммигрировал в Израиль после 1990 года и желает вступить в брак или развестись по еврейской традиции, должен пройти «тест на еврейство» в еврейском религиозном суде.

Во многих других государствах молодые люди, имеющие родителей разных национальностей, имеют возможность выбрать национальность любого из родителей, исходя из личных предпочтений. Вследствие этого множество граждан других государств, считающих себя или числящихся по личным документам евреями в странах исхода, в Израиле таковыми не считаются. Этот казус привел к появлению таких неофициальных определений, как «евреи по отцу», «евреи по деду», и «негалахические евреи». Евреи – потому, что таковыми их считали в других странах, либо таковыми они считают себя сами, а негалахические – потому, что законодательство Государства Израиль в соответствии с религиозным законом Галахи не считает их евреями.

Тем не менее, на основании Закона о возвращении негалахическим евреям предоставляется гражданство Израиля, как потомкам еврея (до третьего поколения). Израильское законодательство не использует понятия «негалахический еврей» и не определяет его. Законодательство концентрируется на определении того, кто является евреем, отдельно – в рамках Закона о возвращении, отдельно – в рамках инструкций МВД, относящихся к содержанию граф «национальность» и «религия», и отдельно – в рамках решений религиозных судов, в чьей юрисдикции находится сфера семейного права – браки, разводы и связанные с ними вопросы.

В 2018 году только 39% иммигрантов признаны евреями, 54% определены как «другие», несмотря на то, что большинство из них переехали в Израиль в соответствии с Законом о возвращении. Остальные 7% – это арабы (сомнительно высокий процент для иммиграции арабов в Израиль, но к теме статьи отношения не имеет).

На начало 2019 года численность негалахических евреев в Израиле составляет от 300 000 до 400 000 человек, и это число постоянно увеличивается из-за естественного роста и иммиграции. Большинство этих людей не могут вступать в брак на территории Израиля, то есть, лишены одного из гражданских прав.

Среди негалахических евреев Израиля есть последователи иудаизма, христианства и ислама, но большая их часть – атеисты или космополиты (иначе говоря, ведут светский образ жизни – прим. автора статьи).

Эта часть израильского общества представлена, в основном, репатриантами из бывшего СССР и других стран Европы, где было много вне конфессиональных межнациональных браков.

К этой категории также относят и граждан других государств, имеющих непосредственное отношение к еврейской диаспоре, но не признаваемых евреями согласно религиозным законам иудаизма.»

Не правда ли – сложно, запутано. Закон о Возвращении провозглашает право на израильское гражданство не только для евреев, но и для их потомков от смешанных браков до третьего поколения, включая жён (мужей) и несовершеннолетних детей у этих формально «еврейских» внуков. Закон о возвращении был принят на третьем году существования государства Израиль (в 1950-м году). Дважды в него вносились поправки, но суть закона осталась прежней. Однако этот закон не объясняет, кто такие евреи и почему антисемитизм всегда и всюду их неотступно сопровождает.

Государство предпочитает, чтобы сами религиозные общины Израиля решали, кто здесь еврей и почему. Для этого, по сути, был создан Главный раввинат – высший орган государства Израиля, ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни. Именно этот орган подтверждает или отвергает право новых граждан страны называться евреями, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Принципы, которыми руководствуется Главный раввинат Израиля в определении еврейства граждан страны, основаны им, разумеется, на интерпретации некоторых абзацев (стихов) из Торы и других священных для евреев писаний. Однако, далеко не все раввины Израиля и еврейской диаспоры согласны как с предлагаемыми выводами такого понимания принадлежности человека к еврейству, так и со многими другими решениями Главного раввината по регулированию еврейской жизни.

Недовольных много, но повлиять на Главный раввинат они не могут, потому что его раввины (чиновники) опираются на силу нескольких небольших ортодоксально-религиозных политических партий, без которых в Израиле трудно сформировать правительство.

Если же в будущем расклад политических сил в Израиле кардинальным образом переменится и Главный раввинат перейдёт под контроль реформистской, консервативной или национально-религиозной (религиозные сионисты) общины, а для подтверждения еврейства будет достаточно представить документы о еврейском происхождении либо отца, либо матери, либо вообще дяди с тётей, то и тогда проблема останется.

Евреи, как народ и как отдельные личности, все равно будут постоянно находиться в центре внимания мирового сообщества, кормить огромную армию сотрудников масс-медиа ежедневной поставкой новостей, которые в большинстве случаев выеденного яйца не стоили бы, если бы речь в них шла о любом другом народе, о любых других личностях нееврейского происхождения.

И причиной тому является мировой антисемитизм. Евреев не любили всегда, с самого момента их появления во времена праотца Авраама. Во все времена и во всех странах, куда судьба забрасывала евреев, рано или поздно их начинали ненавидеть и в конце концов устраивали погромы, убивали, изгоняли.

Итак, мы выяснили, что в вопросах о принадлежности того или иного человека к еврейскому народу на мнение современного религиозного еврейского истэблишмента в лице Главного Раввината Израиля полагаться нельзя. Теперь давайте попробуем обратиться за определением еврейства к тем, кто евреев не любит – к антисемитам. Для этого нам придётся провести мысленный эксперимент в стиле Галилео Галилея или Альберта Эйнштейна.

Представьте себе, что перед нами стоит большая группа таких «не любителей семитов», а мы им говорим:

“Уважаемые товарищи антисемиты! Ознакомившись с началом данной статьи, вы уже поняли, как сложна для Израиля проблема определения принадлежности человека к еврейству. Вот вы все, с вашим большим опытом «выведения евреев на чистую воду», кого признаете галахическим евреем, а кого нет?”

Если полученные ответы попытаться перевести на нормальный язык и вычислить нечто среднее, то, скорее всего, мы получим:

“Мы всех евреев, их пап, мам, дядьёв и тёток били, бьём и бить будем, но по морде, а не по паспорту!”

Выводы из такого мысленного эксперимента уже давно сделаны. Это:

– антисемитизм явление иррациональное;

– антисемиты ненавидят евреев на подсознательном уровне.

 

«Антисемитизм иррационален и не подвержен доводам разума»

(англ. писатель Дж. Оруэлл «Антисемитизм в Британии»).

 

Разумеется, не все антисемиты выражаются столь грубо. Среди них много людей образованных и интеллигентных. Но даже они, как правило, не способны понять и выразить истинную причину своей ненависти к еврейскому народу. Подтверждением этому является великое множество обвинений, предъявляемых интеллигенцией разных стран и народов к евреям. Многие из этих обвинений противоположны друг другу или выходят за рамки здравого смысла. Но обвинителей это не смущает просто потому, что их подсознательная ненависть требует выхода наружу.

Логично предположить, что каждый представитель еврейского народа действительно несет на себе некую метку, неизвестно где, на каком уровне и кем записанную, но вызывающую особое к нему отношение со стороны всех других народов. А наиболее чувствительные антисемиты способны наличие этой метки ощутить, даже если еврейский корень человека выражен одним единственным прадедушкой-евреем. (Таким чувствительным в определении еврейства был, например, А. Гитлер.)

Так в чем же заключается особенность еврейского народа, вызывающая к нему почти постоянную ненависть на протяжении всей истории его существования?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо переосмыслить то, что нам сегодня известно о процессе формирования еврейского народа и его дальнейшей истории.

 

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

 

Процесс формирования народа в древнем мире всегда происходил в пределах определённой географической области, на которой в течение долгого времени (несколько сот лет, не меньше) постоянно проживала некая определенная группа племён. Для евреев такой областью стала земля ханаанская – место уникальное во многих отношениях.

Прежде всего, географически территория эта находится на стыке трёх частей света – Европы, Азии и Африки. Но ещё более важно, что место это оказалось связующим звеном между древнейшими цивилизациями человечества – древнешумерской и древнеегипетской, а также очень развитыми в культурном отношении городами-государствами Малой Азии (где в начале II-го тысячелетия до н. э. возникло Хеттское царство).

Географическое положение и геополитическая ситуация земли ханаанской настолько уникальны, что на это обратил внимание великий писатель-фантаст ХХ-го века и по совместительству серьёзный учёный- биохимик, популяризатор науки Айзек Азимов. Вот что он пишет в своей книге «Земля ханаанская – родина иудаизма и христианства», 1971г. издания (Глава 1. До Авраама). [Отсюда и дальше в квадратных скобках примечания от автора статьи].

«…западная оконечность Плодородного полумесяца, несмотря на свою малость, дала современной западной цивилизации больше, чем все могущественные империи долины Нила и Тигра – Евфрата. Достаточно упомянуть два факта: именно с той полоски земли, что окаймляет Воcточное Средиземноморье, пришел современный алфавит. Именно там получила свое развитие религия, которая в различных формах доминирует ныне в Европе, в обеих Америках, в Западной Азии и Северной Африке.

Уже только за эти два достижения западная часть Плодородного полумесяца заслуживает отдельной исторической книги, описывающей события, происходившие на этом маленьком, но чрезвычайно важном кусочке земли». [Нужно добавить, что у жителей Ханаана есть и другие заслуги перед человечеством.]

Поскольку земля ханаанская, по сути, являлась в древности перекрестком дорог, связывающей три очага цивилизации, то и состав населения этой территории был весьма пёстрым. Вот ещё отрывок из той же книги и той же главы А. Азимова.

«Плодородный полумесяц как бы окаймляет громадный Аравийский полуостров. За исключением некоторых прибрежных районов это в основном засушливый, пустынный регион, неспособный обеспечить средства к существованию многочисленного населения. Когда его население увеличивается, кому-то приходится голодать или покидать родные места.

Так, примерно в 4000 г. до н. э. с юга в Ханаан пришли гассулианцы [племена, освоившие метод выплавки меди из медной руды]. Затем около 3000 г. до н. э. другой народ, который позднее греки назвали финикийцами, захватил прибрежные города Ханаана. Несколько больше мы знаем о более позднем вторжении. Незадолго до 2000 г. до н. э. с Аравийского полуострова хлынула еще одна группа племен… Видимо, это было самое массовое переселение народов из всех, что происходили до того. Для жителей долины Тигра – Евфрата эти дикие завоеватели шли с запада, их называли амурру – «люди с запада». Нам привычнее их библейское название – амореи.

Амореи постепенно захватили большую часть Плодородного полумесяца. На востоке они положили конец шумерской культуре, на западе захватили Ханаан. Когда в древних библейских книгах говорится о жителях земли Ханаанской, то имеются в виду эти самые амореи.

Люди из Аравии говорили на языках, близких к той языковой группе, которую мы называем семитской. Народы, говорящие на семитских языках, иногда для краткости называют семитами. Амореи были семитами, и язык, на котором они говорили, был древней формой языка, известного нам как древнееврейский».

Теперь, для полноты картины, имеет смысл привести отрывок из книги еще одного учёного историка, Сесиля Рота, который всю свою жизнь занимался выяснением различных аспектов истории еврейского народа. Вот с чего начинается его книга «История евреев с древнейших времен по шестидневную войну», (1967 год издания).

«I. РОЖДЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

I. В XVI веке до христианской эры земля, которую мы теперь зовем Палестиной – плодородная полоса между Средиземным морем и Аравийской пустыней, – была населена племенами различных рас. Здесь еще были остатки примитивных “неолитических” пещерных жителей, чей гигантский рост позднее вошел в пословицу. Они были вытеснены семитским народом, известным под именем амореев, который незадолго до того вышел из Аравийских степей и, оставив кочевую жизнь, осел на землю. В низменных районах на севере, главным образом вдоль берега моря за горой Кармель, жил торговый народ хананеи, от имени которого страна получила название (Земля Ханаана, как ее обычно называли).

Могущественная Египетская империя периодически с переменным успехом пыталась распространить свое влияние к северу; египетские гарнизоны и укрепленные посты были разбросаны по всей стране. Загадочные хетты появлялись здесь не только как завоеватели, но и в качестве колонистов. Ассирийские правители в войнах с Египтом, или в попытках покорить местных вождей, неоднократно пересекали страну. В свою очередь, из заселенных долин Месопотамии пришли арамейские переселенцы, чтобы поселиться на этой плодородной земле. Их звали иврим, или евреи, либо из-за их легендарного происхождения от некоего Эвера, либо потому, что они пришли из-за реки (эвер ха-нахар) – Евфрата.»

Добавим к этому, что в современной историографии к понятию «хананеи» несколько иной подход. Хананеи – это условный собирательный термин, под которым понимается большая группа народов, населявших в древности территории, на которых сегодня расположены государства Ливан, Израиль, Иордания и западная часть Сирии. Только основные из них – это финикийцы, амореи, рефаимы (коренные жители), хетты, хурриты. В свою очередь амореи делились на оседлые племена (эмореи, евусеи, перизеи, хивеи), полукочевые (моавитяне, эдомитяне, аммонитяне), и кочевые (амалекитяне, мидьянские племена).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в древности земля ханаанская была как лоскутное одеяло, на котором пятнами или полосами оседало множество народов, имевших тесные связи с древнейшими цивилизациями человечества или непосредственно к ним относившихся. Можно сказать, что она словно представляла собой сцену, на которой суждено было начать разворачиваться величайшей драме в истории человечества, не завершившейся до сих пор. И уж если суждено было появиться на свет такому странному народу, как евреи, то это должно было произойти именно на земле ханаанской.

 

3. НАУКА ОТСТУПАЕТ

 

Опираясь на историческую науку, на мнения двух известных ученых, мы получили общее представление о том, какие народы заселили землю ханаанскую к середине II-го тысячелетия до н. э. И нам, казалось бы, остаётся только дождаться появления главных возмутителей спокойствия человечества с той поры и до наших дней – евреев, но вот тут-то у нас и начинаются проблемы.

Современная историческая наука не может объяснить, почему какие-то там кочевники, называемые евреями, имеющие вполне приличных и многочисленных близких родственников в лице амореев и арамейцев, вдруг воспротивились тотальной традиции того времени иметь одного или целый пантеон своих родовых богов, которые способны, при почтительном к ним отношении, защитить от «превратностей судьбы» данное конкретное племя или народ, но заговорили о божестве едином для всех, создавшем весь мир со всем его наполнением.

Египтяне, например, имели большой пантеон общенациональных богов и вдобавок к этому каждая египетская деревня или город имели своего персонального бога-покровителя. Большой пантеон богов был и в древнем Вавилоне.

Сам Сесиль Рот, чьё начало книги, приведенное выше, описывает наиболее вероятный, с его точки зрения, вариант появления евреев на исторической сцене, весьма скептически относится к тому, как этот процесс понимается большинством современных ему историков. Вот, что он пишет в заключение всё той же первой главы:

«Примечание к главе I:

Касаясь библейского периода, автор следовал в общих чертах традиционному повествованию [т. е. в соответствии с Торой (Пятикнижием Моисеевым)], опустив сверхъестественный элемент и излагая события последовательно и современным языком. Это отнюдь не связано ни с обскурантизмом [мракобесием] автора, ни с его невежеством в области библейской критики, с которой он как раз постарался познакомиться поближе. Однако, вопреки распространенному мнению, критический подход [к библейским текстам] никоим образом не является неуязвимым. Более того, его выводы постоянно меняются, от поколения к поколению, чуть ли не из года в год. До сих пор критицизм не смог противопоставить традиционному рассказу свой, который получил бы всеобщее признание. Большинство книг по истории превращаются, по сути, в обсуждение источников [т. е. текстов Ветхого Завета в разных редакциях, Вавилонского и Иерусалимского Талмуда и пр.]. С другой стороны, установилось резко отрицательное отношение к радикальной школе прошлого века [воспринимавшей исторический процесс на основе библейских текстов].

По какой-то иронии судьбы популяризация этих концепций обычно отстает от прогресса науки, так что зачастую неспециалист знакомится с “новыми” взглядами тогда, когда в научных кругах от них уже отказались.

Таким образом, невозможно дать очерк происхождения еврейского народа, который, во-первых, получил бы всеобщее одобрение хотя бы со стороны сегодняшней библейской критики, а во-вторых, смог бы сохранить свое значение в течение 10-20 лет. С другой стороны, похоже, что традиционный рассказ никогда полностью не утратит своего значения.»

Мне только остается добавить к сказанному, что за 54 года, прошедшие с момента издания книги, историческая наука чего-либо существенно важного относительно возникновения еврейского народа не выявила. А это значит, что дальше пытаться выяснять истину мы будем, опираясь на источники, не признаваемые в полной мере классической исторической наукой или вовсе игнорируемые ею.

 

4. А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

 

Поскольку классическая историческая наука не имеет внятного объяснения появлению во II-м тысячелетии до н. э. народа-революционера, единобожника, нам придется внимательней присмотреться к Ветхозаветному образу Авраама – отца-основателя еврейского народа, как утверждает Библия.

Чтобы понять, как Аврааму удалось создать целый народ, выделяющийся среди других народов своим особым отношением к окружающему миру, нам будет необходимо проанализировать некоторые аспекты его жизни. Но сначала давайте попробуем выяснить, что думает об Аврааме классическая историческая наука. Снова обратимся к Сесилю Роту, все к той же его книге и к тому же примечанию ее первой главы.

«Есть еще одно соображение, возможно, более основательное. Имеется как объективная, так и субъективная историчность. Личность, образ которой народ хранит в своем сердце многие столетия, приобретает значение вне зависимости от того, существовала она на самом деле или нет. В событиях, которые легенда связывает с именем такой личности, кристаллизуется в определенной степени национальный идеал поведения. Уже сама вера в то, что такие события имели место, может оказать глубокое влияние на дальнейший ход истории. Таким образом, жизнеописание праотцев [Авраама, Ицхака, Яакова] и последующие эпизоды, независимо от того, подлинны они или выдуманы, составляют существенную часть предыстории и самосознания еврейского народа, и потому немыслимо пренебрегать ими.»

Очень важное и справедливое замечание. Всемирная история знает случаи, когда вера того или иного народа в разного рода «спасителей народа и отечества» в тяжёлый для жизни народа период, приводила к их реальному появлению. Вспомним, например, Жанну д’Арк. Ну а от нас, уважаемые читатели, приведённое выше высказывание однозначно требует отбросить все сомнения и попытаться понять логику и методы действий Авраама, как реально существовавшего человека, который каким-то образом раскрыл и решил распространить по всему миру новую истину о том, кем этот мир создан и как управляется.

 

5. АВРААМ

 

В первую очередь нам следует обратить внимание на карту путешествий Авраама (эту карту легко найти в интернете). Начав свою “просветительскую деятельность” в городе Ур, вблизи Персидского залива, Авраам прошёл по территории всего плодородного полумесяца, а потом ещё побывал в Египте. Это значит, что он обошёл значительную часть ойкумены того времени. И не стоит обращать особое внимание на причины, указанные как в Письменной Торе (Пятикнижие Моисеево), так и в Устной (Великий Комментарий), побуждавшие Авраама к каждому новому его переселению. Необходимо понять главное – всю свою жизнь, начиная с момента осознания того, что собой представляет наш мир, Авраам посвятил передаче этих идей человечеству.

Учение Авраама о существовании единого создателя и правителя всего мироздания была настолько революционно для своего времени, что воспринять его, согласиться с ним могли лишь немногие наиболее развитые люди древнего мира. И где же Аврааму следовало искать таких людей? В первую очередь, конечно, в крупных городах, расположенных на землях плодородного полумесяца и Египта. А лучше всего – в городах земли ханаанской, которые, как уже было сказано ранее, находились на перекрёстке трёх цивилизаций.

Снова обратимся к первой главе («до Авраама») книги Айзека Азимова «Земля ханаанская – родина иудаизма и христианства».

«Должно быть, Ханаан процветал не только потому, что это был достаточно плодородный земледельческий район, но еще и потому, что занимал центральное положение. (В таком положении есть свои преимущества и свои недостатки.) Постоянно совершенствовавшаяся цивилизация в междуречье Тигра и Евфрата производила предметы, которые не изготовляли в долине Нила, и наоборот. Ханаан мог получать подобные изделия с обеих сторон и служить центром обмена. Севернее, на полуострове Малая Азия, существовали страны, которые также поставляли предметы для торговли.

Естественно, народ Ханаана изо всех сил старался отдавать товар по таким ценам, чтобы получить хорошую прибыль для себя. Другими словами, люди становились торговцами. Само название «Ханаан», возможно, произошло от слова, означавшего в языке этого древнего народа «торговец».

Торговцы, как правило, процветают, и, более того, их культура обычно выше. Пользуясь изделиями различных культур, они могли выбирать и извлекать из этого пользу. Это особенно верно в отношении Ханаана, который сильно преуспел в неолитическую эпоху».

Ну вот, наконец-то. Хотя официальная наука и не готова признать Авраама, как реально существовавшую личность, но она, по крайней мере способна выявить и представить нам вполне понятную и обоснованную причину его стремления поселиться именно в Ханаане.

Браво большому ученому и фантасту Айзеку Азимову!

 

6. К КАКОМУ НАРОДУ ПРИНАДЛЕЖАЛ АВРААМ

 

В наше время многие хотят знать, к какому народу принадлежал сам Авраам. Попробуйте открыть Google и задать для поиска следующие выражения:

– аморей Авраам;

– арамеец Авраам;

– хуррит Авраам;

– шумер Авраам.

В каждом случае, кроме стандартных статей о том, кто такой Авраам, вы сможете найти также одну или несколько статей, которые доказывают, что Авраам был именно арамейцем или именно хурритом и т. д. Но для выяснения основных вопросов о евреях, которым посвящена эта статья, национальность Авраама особого значения не имеет. Гораздо важнее для нас правильно оценить социальный статус Авраама, среду, в которой он рос и воспитывался.

Согласно всем общепризнанным Священным Писаниям, Авраам родился, рос и воспитывался в среде жреческого сословия. Выражаясь современным языком, это значит, что он происходил из семьи потомственных интеллигентов, интеллектуалов того времени. Ведь известно, что жрецы Древнего Востока не только выполняли роль посредников в отношениях между богами и людьми, но они также были хранителями всех знаний о природе, которые человечество постепенно открывало и накапливало. Жрецы были грамотными людьми. Именно из этой среды появлялись первые математики, астрономы, географы, врачи, психологи, педагоги, историки, юристы и т. п. Так что Авраам, несомненно, получил наилучшее для своего времени образование. И эта образованность, конечно же, помогла ему впоследствии объяснять людям суть открытых им истин.

А теперь мы должны выяснить наиважнейший вопрос – кто они, те люди, которые признали открытые Авраамом истины и решились связать с ним свою дальнейшую судьбу?

 

7. КТО ПОШЁЛ ЗА АВРААМОМ

 

В соответствии с тем, что рассказывает Устная Тора, Авраам начал раскрывать людям суть своих постижений о цели создания, строении и принципах функционирования всего Мироздания в целом в древнешумерском городе Ур, находящемся в устье реки Евфрат, совсем близко от побережья Персидского Залива. Авраам предлагал своим слушателям присоединиться к нему, чтобы совместными усилиями изменить образ жизни и отношения между людьми на такие, которые будут соответствовать скорейшему и лёгкому достижению человечеством цели, ради которой был создан человек и все Мироздание.

Кого же агитировал Авраам? Представителей каких народов уговаривал пойти за ним? Ответ прост. Он готов был говорить с каждым, кто соглашался слушать его речи.

Древний Вавилон во времена Авраама представлял собой такую же пёструю смесь народов, как и древний Ханаан. Там проживали шумеры, аккадцы (восточные семиты), арамейцы (западные семиты), касситы, персы, эламиты, халдеи, представители различных кавказских народов, а также племени луллубеев и других племён. Соответственно, отдельные представители как перечисленных здесь основных, так и других, малых народов древнего Вавилона, стали первыми сподвижниками Авраама.

Затем, как мы знаем из Ветхого Завета, Террах (Фарра) – отец Авраама, двинулся в Харран, взяв с собою Авраама и своего племянника Лота. К этому семейному каравану, включающему многих других домочадцев, слуг и стада домашних животных, присоединились и новоиспечённые последователи Авраама.

Путешествие с перегоном скота происходило очень медленно. Авраам же времени зря не терял. В каждом населенном пункте, где караван останавливался, он распространял свои идеи и постепенно увеличивал число своих последователей. Этот процесс Авраам продолжал и в Харране и при последующем своём переселении (после смерти отца) в землю Ханаанскую и во время вынужденного временного (из-за голода) переселения в Египет.

В результате, по свидетельству некоторых древних еврейских мудрецов, к началу войны четырех царей с пятью, вокруг Авраама собралось уже несколько десятков тысяч человек, а отнюдь не 318 воспитанников (родственников), как написано в Торе. (Берешит, гл.14, строка 14. Число 318 здесь явно содержит некий скрытый каббалистический смысл, который мы не будем выяснять.)

Теперь мы можем, наконец, сделать первый и очень важный вывод. В отличие от всех остальных народов Древнего Востока, которые формировались в течение длительного по времени периода проживания (несколько сотен лет) на определённой географической территории из нескольких племен, посредством их культурного взаимовлияния, товарного обмена, создания временных союзов (военных или для выполнения трудоёмких строительных работ), изначально ядро еврейского народа составляли представители буквально всех народов Древнего Востока, объединившиеся за очень короткое время (несколько десятков лет) на основе неких новых идеологических принципов, предполагающих очень сильную сплочённость внутри нарождавшейся общины.

Наличие сплоченности вытекает из того факта, что последователи Авраама решились пойти за ним, тем самым резко изменив своё прежнее течение жизни.

Со стороны эта ситуация выглядит очень странно. Вокруг полным-полно всяких богов и множество сказаний о сотворении мира. Выбирай на любой вкус и поклоняйся на здоровье кому хочешь, как это делают ближайшие и отдаленные племена и народы. Зачем нужно было вдруг уверовать в нового единого бога, да еще непременно сниматься с насиженного места или покидать своё кочевое племя и привычную область проживания? Почему нельзя было уверовать и остаться жить на прежнем месте?

Все дело в степени внутреннего духовного развития новоиспеченных сподвижников Авраама. Очевидно, все они в большей или меньшей степени, так же как Авраам, ощущали некий душевный дискомфорт, сомнения относительно того, что утверждали их племенные или народные духовные предводители относительно путей и цели создания мира.

Это было необходимым условием, но не достаточным. Чтобы привлечь к себе столь великое количество людей, в размере целого племени, Авраам должен был представить своим слушателям какие-то очень убедительные, серьезные доказательства истинности своих идей. Только так он мог добиться того, что всё это разношерстное, разноплемённое сообщество людей, интересующихся смыслом создания мира, превратится в его преданных сподвижников.

8. ОСОЗНАНИЕ ИСТИНЫ

Давайте посмотрим, как об осознании Авраамом истины повествует Устная Тора.

“Маленький Авраам вырос в пещере далеко от шумного мира людей. Обладая необыкновенным умом, он признал Творца, когда ему было всего три года [Не обращайте внимания на младенческий возраст Авраама, будет неправильным понимать его буквально]. Причем сделал это самостоятельно, придя к этому выводу путем наблюдения и рассуждений. “Может быть, мне следует поклоняться земле, — рассуждал он, — ибо ее плодами кормится человек? Однако земля не всесильна, она зависит от неба, дарующего дождь. Должен ли я поэтому поклоняться небесной тверди? Ясно, что над твердью небесной правит солнце, благодаря теплу и свету которого жив мир. Наверное, тот могущественный Б-г, Который сотворил меня и всю вселенную — это солнце!

Авраам пал ниц перед солнцем. Но когда опустилась ночь и солнце скрылось, чтобы дать дорогу луне, Авраам рассудил, что божеством в неменьшей степени может быть луна. Но и эту мысль он оставил, поняв, что поскольку луна светит только ночью, то она не может быть более могущественной, чем солнце, которое светит только днем. В конце концов, с помощью наблюдений за регулярной сменой дня и ночи, времен года, за всеми законами природы, Авраам сделал вывод о присутствии всемогущего и мудрого Творца, Который стоит за всем этим”.

— Я не видел Творца, — сказал Авраам, — но в силах понять, что только могущественный и милосердный Б-г мог создать этот изумительный мир вокруг меня и что только Его высший разум способен поддерживать существование этого мира. Ему я и буду поклоняться!

(Мидраш «Берешит Раба»)

Главным, на что стоит обратить внимание в приведенном отрывке, является посыл, что Авраам долго и настойчиво пытался выяснить для себя, кем и для чего создан этот огромный, прекрасный мир. Все остальное – лирика. Однако, остается открытым вопрос о том, как он впоследствии убеждал своих учеников в истинности идеи единобожия. Рассуждений, приведенных выше в отрывке из Устной Торы, слишком мало и, сами по себе, они слишком слабы, чтобы убедить большое число людей, пусть даже и древнего, но цивилизованного мира, среди которых, несомненно, было немало людей думающих, умеющих логически рассуждать. Полагаю также, что никаких чудес Авраам своим ученикам не демонстрировал, поскольку в те времена уже существовала профессия фокусника (мага), и подобные методы не могли всерьёз и надолго кого-либо в чём-то убедить, тем более спаять в монолитный коллектив.

Вспомните главы из Торы о десяти казнях египетских. Как много “чудес” пришлось демонстрировать Моше, чтобы убедить фараона отпустить еврейский народ служить их богу! И все равно, уже через три дня, когда стало ясно, что евреи сбежали, фараон не побоялся послать вслед за беглецами войско для их возвращения. Даже недавняя смерть всех первенцев в Египте, включая собственного сына фараона, не заставила его как следует осознать, что он действует вопреки воле Творца этого мира и это может для него плохо кончиться. Не убедили фараона чудеса.

Авраам не мог пользоваться чудесами для создания ядра будущего народа-единобожника. Ведь ему было нужно, чтобы его новоиспеченные последователи соединились между собой и под его руководством навсегда, а не на короткое время до первой опасности расплаты за свое вольнодумство. Для этого Авраам должен был представить всем страждущим истины очень серьезные доказательства, подтверждающие раскрытую им цель создания мира, должен был объяснить, что представляет собой на самом деле весь этот мир, как он управляется и как человечество может достичь поставленной перед ним цели.

9. ГДЕ ЖЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА?

Дело в том, что Авраам, путем наблюдений за различными явлениями природы, не только осознал ее целостность, тесную взаимосвязь между всеми частями и явлениями, не только догадался о едином создателе Вселенной, но он к тому же стал каббалистом, т. е. человеком, развившим в себе дополнительные органы чувств, позволяющие сквозь реальность нашего мира видеть сетку из сил, управляющих нашим миром.

Наверное, у некоторых читателей здесь могут возникнуть сомнения. Как это возможно, что один человек самостоятельно достиг столь огромной высоты понимания действительности? Иначе говоря – как могло случиться, что Авраам и Творца постиг самостоятельно и даже стал каббалистом, сумев проникнуть в систему духовных миров, посредством которых управляется наш мир (как вся Вселенная в целом, так и развитие человечества на Земле)?

В том, что касается осознания единого создателя Вселенной и человека, Авраам, очевидно, на самом деле, как говорится, “заново изобрёл велосипед”. Но в его время жили и другие каббалисты. Чтобы понять, как сам Авраам получил знания о создании и строении всего Мироздания, приведём ещё один отрывок из Устной Торы, на который впоследствии часто ссылались и комментировали еврейские мудрецы.

«…десятилетний Авраам покинул свое убежище и поселился в доме Ноаха, где в течение 39 лет учился у него, а также у Шема и Эвера, перенимая сокровенную традицию, идущую от первого человека – Адама».

(Сефер аяшар; Кузари 1:95; Зоар хадаш 22; Седер адорот)

Вот где находился основной источник знаний Авраама. При этом будет ошибкой понимать данный отрывок в прямом смысле, поскольку он написан не на простом, всем понятном языке, а на одном из каббалистических языков – языке Торы.

Мы должны здесь понять несколько вещей. Первое – имена. Ни Письменная, ни Устная Тора об этом прямо не говорят, однако каббалисты всех времен утверждают, что и Адам и Ноах были каббалистами, Шем был учеником Ноаха, а Эвер – учеником Шема. Так что Авраам оказался очередным звеном в длинной цепочке мудрецов, хранящих и умножающих необходимые для человечества каббалистические знания. Второе – понимание того, что Авраам своим ученикам и последователям преподавал именно каббалу, т. е. передавал им знания, постигнутые мудрецами многих предшествующих поколений относительно причины возникновения Мироздания, его строение и цель, к которой человек вместе со всем Мирозданием должен прийти в результате своего внутреннего духовного развития. Заслуга Авраама в том, что он первый сумел передать полученные им каббалистические знания большому количеству людей, окончательно сформировавшихся впоследствии, уже под руководством другого каббалиста – Моше, в новый особый народ.

Разумеется, упоминаемый в Письменной и Устной Торе (в том числе и в вышеприведенном отрывке) Адам, не был первым человеком в мире, а всего лишь одним из жителей древнего мира. Но он стал первым человеком, который сумел каким-то образом установить связь с системой Высших миров, управляющих нашим материальным миром, т. е. стал первым каббалистом в истории человечества.

А вообще, вышеприведенный отрывок в переводе с каббалистического языка Торы на обычный русский язык означает примерно следующее:

«Десятилетний Авраам…» – человек, достигший в своем духовном развитии состояния, позволяющего ему установить связь с самой низшей ступенью духовных миров;

«Поселился в доме Ноаха. …где учился … у него…» — для продолжения своего духовного развития использовал методику и знания, постигнутые в прошлом каббалистом по имени Ноах (При этом, самого Ноаха Аврам не знал, поскольку тот жил на несколько поколений раньше);

«А также у Шема и Эвера…» — использовал в своем духовном продвижении также дополнительные знания, постигнутые учеником Ноаха –Шемом, а впоследствии и учеником Шема – Эвером, и их советы для скорейшего духовного продвижения;

«Перенимая сокровенную традицию, идущую от первого человека – Адама» — первооткрывателем существования духовных миров и их воздействия на наш материальный мир был человек по имени Адам. (Он стал первым каббалистом в мире.)

Выражение «в течение 39 лет» комментировать нет необходимости. Ведь ясно, что оно на самом деле не имеет отношения к продолжительности изучения каббалы Авраамом, поскольку человек, который начинает столь серьёзно, как он, изучать каббалу, занимается этим уже всю оставшуюся жизнь.

Можно только добавить, что указание на трехлетний возраст Авраама, когда он открыл для себя Творца (из первого отрывка об Аврааме), так же, как и выражение «десятилетний Авраам… поселился в доме Ноаха» на самом деле не имеют никакого отношения к биологическому возрасту Авраама. Но и в этом мы тоже разбираться не будем.

Лучше задумаемся о том, зачем же Тора, а вслед за ней и Ветхий Завет рассказывают нам “сказки” про создание первого человека (Адама), райский сад, змея-искусителя и т. д. и т. п.? Это потому, что вся Тора, а не только ее отдельные отрывки, написана на одном из языков каббалы и является книгой каббалистической. Истинный смысл всех описанных в ней историй весьма далек от того, как они понимаются основной массой человечества последние две тысячи лет.

Однако, во времена Авраама, Моше и далее, в период существования древнего еврейского царства Письменная и Устная Тора изучалась и понималась еврейским народом именно как каббалистическая книга. Но вся эта информация передавалась только в устной форме.

Каждый, кто хочет в этом убедиться, сегодня может найти необходимую подтверждающую информацию в интернете на сайтах Международной Академии Каббалы (МАК), а также в некоторых книгах, изданных преподавателями МАК.

10. ЧТО БЫЛО ГЛАВНЫМ

В ДАЛЬНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ

И ПЕРВЫЙ ВЫВОД

Прежде всего, мы должны признать, что, как это ни странно звучит, но в биологическом смысле еврейского (иудейского) народа не существует и никогда не было. Природа его не создавала. А те из нас, кого все остальное человечество относило и относит к евреям, народом в обычном смысле не являются. Поэтому, когда некоторые антисемиты утверждают, что евреи – это не народ, а всего лишь последователи устаревшей религии, то они близки к истине. Вот только каббала – это не религия, а мудрость. Во всяком случае, именно так ее называли каббалисты всех поколений со времен Авраама и до наших дней.

А в наше время все чаще звучит мнение, что каббала – это наука. Сегодня нам достоверно известно, что в течение средних веков основы каббалы изучали многие известные ученые, философы, общественные и культурные деятели. Эта тенденция сохранилась и даже усиливается сегодня, в начале XXI-го века.

Дело в том, что у каббалы есть все признаки, позволяющие относиться к ней, как к современной науке. Это:

– объект изучения (Мироздание и законы его функционирования);

– методика исследования объекта (использование дополнительного – шестого – органа чувств, который человек предварительно должен в себе развить);

– специальный математический аппарат, известный в мире как “гематрия”.

Но вернемся к древним евреям. В точном определении древнего еврейского народа должно быть сказано, что он представляет собой объединение представителей всех основных народов Древнего Востока, решивших полностью посвятить свою жизнь изучению каббалы и практическому следованию открытым с ее помощью Высшим Законам Природы. Говоря проще, древние евреи – это первое в мире большое объединение каббалистов.

Находясь под руководством Авраама, постоянно изучая каббалу и живя в соответствии с Высшими Законами Природы, древние евреи смогли развить в себе дополнительный комплект органов чувств, позволивший им раздвинуть границы восприятия окружающей реальности, в которой существует человечество. На основе разработанной Авраамом методики древние евреи ощущали себя в контакте с духовными мирами, посредством которых производится управление нашим миром. По этой же методике они воспитывали своих детей, объясняя им необходимость для человечества следовать именно такому образу жизни при соответствующих взаимоотношениях внутри общины.

Но не все шло гладко. Каббалистическая методика, позволяющая коллективу людей, при соответствующих взаимоотношениях в общине, достигнуть восприятия духовных миров, требует постоянного приложения каждым членом общины определенных усилий. Со временем выяснилось, что постоянно жить при таких требованиях согласны не все. И потому, к сожалению, в результате нарастающих внутренних конфликтов в конце концов возникла ситуация, когда народ в целом потерял связь с духовными мирами. Правда, отдельные группы каббалистов в нем все-таки сохранились, и они смогли даже продолжать духовно расти, т. е. все лучше понимать причину и источник возникновения системы духовных миров и нашего материального мира в центре этой системы.

А потом в среде евреев появился новый сильный лидер и большой каббалист – Моше. Моше сумел вернуть народ к состоянию постоянного ощущения духовных миров. В дальнейшем, в течение 1200 лет, еврейский народ, то духовно поднимался, то падал, и тогда становился похожим на другие народы Древнего Востока. Этот процесс в какой-то мере зависел от духовных лидеров – каббалистов, стоявших во главе народа. Так, например, на самом высоком духовном подъёме евреи находились во время управления ими царей–каббалистов Давида и Соломона. Расцвет древнего государства Израиль был лишь следствием высокого духовного состояния всего народа.

К сожалению, в соответствии с Высшими Законами Природы, высокое духовное состояние народа в то время не могло продолжаться слишком долго. Еврейский народ стал постепенно духовно опускаться. И хотя подъемы еще тоже случались, но в целом, к началу нашей эры, евреи, как народ, окончательно потеряли способность связи с духовными мирами, а затем и понимание цели создания нашего мира. Разрушение римлянами Второго храма в 70-м году нашей эры и последовавшее за этим двухтысячелетнее рассеяние еврейского народа по всему миру было лишь материальным следствием окончательного духовного падения еврейского народа.

Именно тогда, в период, предшествующий разрушению Второго иерусалимского храма и в последующие несколько столетий, еврейские мудрецы-каббалисты стали записывать в книгах все самые важные сведения о том, что собой представляет система духовных миров, зачем она была создана и какова роль человека в этой системе (иначе говоря – в чём заключается смысл развития человечества в целом и смысл существования каждого отдельного человека на протяжении всех веков истории).

Результатом этого стало появление в письменной форме Пятикнижия Моисеева (Письменная Тора), затем появились книги Пророки и Писания, т. е. все то, что сегодня называется Ветхий Завет или, согласно иудаизму – ТАНАХ. Затем началась запись различных комментариев на ТАНАХ. Так возникли Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, которые, кроме всего прочего, содержат в себе частично еще и информацию из Устной Торы (она же Великий Комментарий). Наконец, во втором веке нашей эры группой из десяти каббалистов была написана и скрыта величайшая каббалистическая книга на все времена – книга Зоар, представляющая собой полный каббалистический комментарий на ТАНАХ. В первые века нашей эры также записывались в виде отдельных книг и части Устной Торы.

Все эти и некоторые другие книги, которые были написаны известными каббалистами позже, создавались для того, чтобы помочь сохраниться еврейскому народу во время предвиденного ими, длительного, даже сегодня еще не завершившегося окончательно, двухтысячелетнего изгнания и рассеяния евреев по всему миру.

Каббалисты с поставленной задачей справились. Еврейский народ, сохраняя верность своим священным писаниям, сумел выжить, и в наше время евреи медленно, но неуклонно возвращаются на свою историческую родину. Евреи выжили, как народ, в невероятно сложных для существования условиях рассеяния по всему миру в сопровождении постоянно проявляющейся к ним ненависти со стороны многих других народов мира.

И в то же время, основной – каббалистический смысл всех вышеперечисленных и многих других книг превратился для еврейских народных масс в абсолютно не воспринимаемую тайну. Искаженное (физическое) восприятие текстов ТАНАХа и комментариев к ним завершилось формированием первой в мире монотеистической религии – иудаизма.

С этого периода для самих каббалистов наступили тяжелые времена. Их толкование истинного смысла текстов ТАНАХа на основе знаний о Высших Законах Природы все чаще приводило к конфликтам с новыми представителями священнослужителей от иудаизма, которые были не способны правильно понимать каббалу, поскольку даже не пытались прилагать усилий для установления связи с Высшими мирами мироздания. Начались гонения на каббалистов со стороны новых религиозных авторитетов иудаизма. В конце концов каббалистам пришлось практически во всех еврейских сообществах мира прекратить попытки просвещения еврейских масс и продолжать свою работу лишь с небольшими группами учеников, которых они предварительно тщательно проверяли на наличие моральной стойкости и упорства в желании познать истину.

Весь период еврейского изгнания, во всех поколениях еврейского народа, вплоть до нашего времени, небольшое количество каббалистов (от единиц до нескольких десятков) продолжало поддерживать и развивать древнюю науку, практически везде, во всех еврейских сообществах, ведя, за редкими и временными исключениями, скрытный, двойной образ жизни.

 

11. ЕВРЕЙСКОЕ РАССЕЯНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕЙ

Две тысячи лет евреи существовали, будучи рассеянными среди многих других народов мира и два важных, взаимосвязанных, взаимовлияющих процесса незаметно протекали в среде народов, входивших в контакт с евреями и в самих еврейских общинах.

Прежде всего, речь идет о биологическом смешивании евреев с окружающими их народами. Этот процесс происходил, несмотря на обособленность жизни еврейских общин в любой стране, где они оседали, несмотря на всевозможные жесткие законы с обеих сторон, осуждавшие и запрещавшие создание смешанных семей. Кроме того, в среде контактирующих с евреями народов происходил процесс постепенного впитывания мудрости, накопленной евреями за время их пребывания в высоких духовных состояниях и во многом отраженной позднее в фактически созданном каббалистами иудаизме.

Оба этих процесса содействовали возникновению желания у некоторых людей к переходу в иудаизм. Количество таких желающих менялось с течением времени и в зависимости от политической и социально-экономической ситуации в той или иной стране, и в целом способствовало развитию еврейских общин разных стран, подпитывая их тонким ручейком.

Что же касается обратного процесса – перехода евреев в христианство и ислам, то он время от времени имел место, как правило, только в связи с угрозами применения карательных мер по отношению к еврейским общинам со стороны местных правителей и осуществлялся ими по требованию руководства местных и региональных религиозных общин (христианских и исламских). В качестве карательных мер для евреев, сопротивляющихся отказу от иудаизма, местными властями использовались конфискация частного и общинного еврейского имущества, пытки, убийства, изгнание из страны, отъём еврейских детей от их родителей с намерением воспитать этих детей в иной вере и т. п.

При этом основная масса населения во всех странах, где происходили подобные явления, была, в основном, либо равнодушна к судьбам местных еврейских общин, либо поддерживала применяемые против них карательные меры. Причиной подобного отношения самых разных народов мира и их правителей к евреям был и остается по сей день антисемитизм. (К этой проблеме мы вернемся позже.)

И все же, несмотря на подобные трагические события, несмотря на ненависть, почти постоянно тлеющую по отношению к евреям со стороны народов, среди которых евреям приходилось существовать, ненависть, временами резко возрастающую до беспощадности цунами, убивающую и разбрасывающую евреев по миру, перенося их порой за тысячи километров на новые места обитания, параллельно все-таки продолжалось незаметное распространение в мире некоторых осколков истины из еврейской мудрости.

Знания о невидимых, неощущаемых нами Высших Законах Природы, приобретенные Авраамом, Моше, каббалистами, жившими во времена Первого и Второго иерусалимского Храма и в более поздние времена вплоть до нашего времени, распространялись среди окружающих евреев народов в виде притч, выражений народной мудрости и, конечно, в виде еврейского восприятия книг Ветхого Завета (ТАНАХА).

Наиболее яркими примерами этого влияния является само возникновение на основе иудаизма новых авраамических религий – христианства, а затем ислама. Ведь обе эти религии представляют собой надстройки над идеями иудаизма, который в свою очередь создан на искажённом, физическом понимании Высших Законов Природы. К сожалению, не имея возможности реально ощущать духовные миры, не зная, как они устроены, как осуществляется оттуда управление нашим материальным миром, как человек, живя на земле, может достигнуть духовного уровня, позволяющего ему присоединиться к этому управлению, христианство и ислам вслед за иудаизмом приняли в качестве истины для себя на самом деле еще более далекую от реальности картину мира.

Признаки распространения в мире еврейской мудрости можно найти, начиная с идей в древнегреческой философии (VII-VI века до н. э.) и заканчивая работами К. Маркса, в которых он описывает будущее коммунистическое общество.

А как повлияло двухтысячелетнее рассеяние по миру на самих евреев? По сути, основная часть этого периода для евреев стала новым этапом биологического перемешивания с окружающими их народами. Но поскольку еврейский народ оказался физически разъединен на десятки сообществ, разбросанных по разным странам и континентам, то антропологические, национально-психологические и культурные (ментальные) и даже генетические особенности народа за период рассеяния подвергались изменениям в самых разных направлениях. В результате, к концу ХХ-го века оказалось, что разбросанные по всему миру еврейские общины имеют гораздо большую степень сходства с окружающими их народами, чем между собой и с теми остатками еврейских общин, которые всё-таки уцелели на Святой земле, избежав изгнания.

Правда, не так давно, на радость Главному Раввинату государства Израиль, генетики обнаружили, что есть некий ген, который является общим для очень большой группы европейских евреев. И тут же “чиновники от Галахи” стали требовать во многих случаях, чтобы новые граждане страны, чье еврейство, по их мнению, сомнительно, прошли проверку на наличие этого гена. Разумеется, такая практика вызвала в начале прошлого (2020-го) года новый скандал в израильском обществе с разбирательствами в Высшем Суде Справедливости, но суть дела это не меняет. Еврейские общины, проживавшие длительные периоды времени в разных частях света, сегодня обладают генотипами, сходными с окружающими их народами в большей степени, чем с удаленными от них другими еврейскими общинами.

Поскольку данное утверждение является ключевым в этой статье, то я просто обязан еще раз сослаться на мнение учёных.

Большое внимание этой теме уделил в одной из своих книг известный английский писатель и журналист Артур Кёстлер. Кёстлер был человеком широко образованным и с активной жизненной позицией. И хотя он сам научного звания не имел, но в своей книге «Тринадцатое колено», посвящённой истории средневекового государства Хазарский каганат и его официальной религии – иудаизму, писатель посвятил целую главу мнениям современных ему ученых второй половины ХХ-го века о различиях между еврейскими общинами разных стран и континентов. Вот как начинается, например, второй подраздел этой главы.

2

Подытоживая давний и горький спор в одном емком высказывании, Рафаэл Патаи [доктор семитских языков и культур, профессор антропологии] писал:

«Данные физической антропологии показывают, что, вопреки распространенному мнению, никакой еврейской расы не существует. Антропологические измерения групп евреев в разных частях мира доказывают, что они сильно отличаются друг от друга по всем существенным характеристикам облика и сложения: ростом, весом, цветом кожи, формой черепа, строением лица, группами крови и т. д.»

(Конец цитаты.)

Ныне на этой позиции дружно стоят и антропологи, и историки. Более того, все они согласны, что сопоставления формы черепа, группы крови и проч. демонстрируют больше сходства между евреями и неевреями, среди которых они живут, чем между евреями из разных стран.

Однако, как ни парадоксально, укоренившееся мнение, что евреев, или, по крайней мере, некоторые еврейские типы, можно мгновенно распознать, нельзя просто так отвергнуть, ведь его правоту как будто доказывает наш каждодневный опыт. Данные антропологии явно расходятся с обывательской практикой.

Однако, прежде чем пытаться устранить столь явное противоречие, полезно внимательнее разобраться с данными, на основании которых антропологи отказывают еврейской национальности в праве на существование. Для начала обратимся к брошюрам ЮНЕСКО «Расовый вопрос в современной науке». Автор, профессор Хуан Комас [физический антрополог], делает на основании статистики следующее заключение (курсив его):

“Вопреки укоренившимся представлениям, еврейский народ расово разнороден; его постоянные миграции и контакты – добровольные и нет – с самыми разными нациями и народами привели к такому широкому скрещиванию, что так называемый народ Израиля может давать примеры черт, типичных для любого народа. Для доказательства достаточно сравнить румяного, коренастого, плотного роттердамского еврея с его единоверцем, скажем, из Салоник: блестящие глаза, болезненное лицо, нервные черты. То есть на основании имеющихся сведений можно утверждать, что евреи как таковые демонстрируют такое же морфологическое разнообразие, как представители любых двух народов, если сопоставлять их между собой”.

{А. Кёстлер “Тринадцатое колено” Ч II (Наследие) гл. VIII (Раса и миф)}

 

Ну а теперь, после всего вышеизложенного, мы можем, наконец, попытаться прийти к пониманию того, кто такие современные евреи и почему в наше время у них по-прежнему много ненавистников.

12. ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ НЕНАВИДЯТ ЕВРЕЕВ?

Поскольку генетические отличия (а также культурные и ментальные) “современных евреев“ от окружающих их народов незначительны, то логично предположить, что евреев ненавидят за их религию – иудаизм. Однако, мы знаем, что и христианство, и ислам в основе своей опираются на иудаизм. На всякий случай добавлю, что на протяжении всей истории человечества, евреи, к тому же, постоянно вносили большой, даже огромный вклад в развитие научно-технического и социального прогресса, чем впоследствии пользовалось все человечество. И тем не менее их ненавидели и ненавидят многие.

Остается только одно, странное, на первый взгляд, предположение, что евреев ненавидят за их чрезмерно продолжительное (двухтысячелетнее) духовное падение. За этот период практически все евреи, за исключением нескольких единиц или десятков каббалистов в каждом поколении, окончательно и бесповоротно забыли о своих прежних духовных достижениях. И единственное, чего хотят евреи сегодня – быть обычным народом, таким, как все остальные. Но вот этого-то все остальные народы мира, чисто интуитивно, позволить евреям не хотят.

Почему же? Как минимум, последние две тысячи лет, разные народы мира, временами больше, временами меньше, но подсознательно ощущали, что евреи что-то такое особенное, важное для всех, должны знать, однако свои знания скрывают. И потому, о них на протяжении последних двух тысяч лет, включая наше время, постоянно возникало огромное количество слухов, сплетен, наветов. Оттого-то в течение двух тысяч лет в разных концах мира на евреев (как на отдельных представителей, так и на большие еврейские общины) то и дело обрушивалась и продолжает обрушиваться ярость слепой людской ненависти. Сегодня евреев принято обвинять практически во всех трагедиях в мире. Лет 15 назад евреев обвиняли, что это они стоят за террористической атакой на башни-близнецы в Нью-Йорке, потом они были виноваты в прокатившейся по Европе, и не только, десятилетней волне террористических атак с огромным количеством жертв, включая самих евреев. Евреи виноваты в том, что сгорел Нотр Дам де Пари, что в мире меняется климат и случаются то пожары и засуха, то бури и наводнения, в том, что возникают новые военные конфликты, в том, что началась пандемия коронавируса и т. д. и т. п.

И эти обвинения евреев во всех несчастьях мира будут продолжаться и со временем всё более усиливаться до тех пор, пока сами евреи не начнут осознавать необходимость возрождения своего прежнего каббалистического образа жизни и взаимоотношений в обществе. Возврат к каббалистическому образу жизни позволит еврейскому народу начать новый духовный подъём, что явится образцом подражания для всех остальных народов мира. Только тогда современный антисемитизм пойдет на убыль и должен будет исчезнуть совсем.

Дело в том, что возможность находиться в высоком духовном состоянии, изучать Высшие Законы Природы и их воздействие на наш материальный мир, на человечество в целом, совершенно   необходима всему нашему человечеству. Только постоянное и серьезное стремление человечества к фундаментальной перестройке взаимоотношений внутри человеческого сообщества и изменение отношения человечества к Природе в соответствии с Высшими Законами Природы, позволит сделать нашу жизнь более спокойной, осмысленной с осознанием грандиозной цели существования человечества в мире.

Ну а теперь, еще раз и окончательно, мы можем поставить точку в выяснении вопроса – кто такие современные евреи?

Прежде всего, евреями (исраэлитами) современного мира следует считать тех людей, которые серьёзным образом интересуются каббалой (т. е. это настоящие постигающие каббалисты) и тех, кто стремится (или стремился) стать каббалистом, но на данный момент еще не сумел этого добиться, вне зависимости от их этнического происхождения.

Здесь, однако, возникает дополнительный вопрос. Согласно оценке Международной Академии Каббалы, сегодня в мире интересуются каббалой приблизительно два миллиона человек, из которых далеко не все являются этническими евреями (т. е. биологическими потомками древнего еврейского народа). Общее же количество людей на Земном шаре, идентифицирующих самих себя, как евреев, составляет примерно четырнадцать с половиной миллионов человек. То есть, подавляющее большинство тех людей, которые воспринимаются окружающими их народами мира, как далекие потомки древнееврейского народа (а с точки зрения биологии и генетики, это этнические евреи), в идеологическом смысле евреями (исраэлитами) являются только в потенциале, поскольку каббалой не интересуются, знать ее не хотят и даже ненавидят. К ним необходимо добавить также тех этнических евреев, которые каббалу изучают, но изучают как некую абстрактную теорию (например, как определенное направление философской мысли или как тайную, чисто теоретическую часть иудаизма), то есть, изучают без практического использования для изменения качеств собственной души, без стремления к объединению всего народа Израиля на этой основе.

Вопрос заключается в том, как народам мира следует относится к этой людской массе? Справедливо ли называть их евреями и, соответственно, продолжать предъявлять к ним претензии и требовать от них каких-то невиданных доселе, невероятных откровений и нововведений?

Ответ уже был представлен мельком в предыдущем абзаце. Все те, кого сегодня народы мира по этническим, культурным, поведенческим признакам, а также чисто интуитивно считают евреями, на 99% ими действительно являются, но только в потенциале. Даже в тех случаях, когда кто-либо из причисляемых к евреям стучит себя кулаком в грудь и кричит, что у него ничего общего с евреями нет, не было и не будет, то, скорее всего, он ошибается. И где-то в далеком прошлом, на перекрестках судьбы кто-то из предков этого человека вступал в определенные отношения с представителями одной из еврейских общин, разбросанных по всему миру. А значит в будущем, ему, как и всем остальным 14-ти с половиной миллионам «потенциальных» евреев, предстоит в составе народа-первопроходца осваивать путь, ведущий к духовному возвышению человечества. И никого в мире не будет интересовать, кто из евреев согласен и стремится уже сегодня к духовному самосовершенствованию, а кто ничего знать не хочет и в обозримом будущем станет изо всех сил сопротивляться своим “новым” общечеловеческим обязанностям. Цель создания нашего мира корректировке не подлежит и ответственность за ее реализацию несет еврейский народ в целом. А все остальные народы мира, даже не понимая, в чем заключается смысл настоящей духовной работы и вообще ничего толком об обязанностях евреев перед человечеством не зная, тем не менее будут все сильнее и сильнее оказывать давление на еврейский народ всеми доступными им средствами.

Теперь, для завершения статьи, нам осталось только понять (узнать), что же все-таки лежит в основе интуиции как наиболее ярких личностей-антисемитов, так и антисемитов вообще, независимо от их национальной принадлежности?

Для этого нам необходимо знать, как, согласно каббале, происходит духовное развитие каждой человеческой души. Духовное развитие каждой человеческой души управляется и стимулируется устройством, называемым каббалистами «решимо», или духовный ген. Как он работает?

Решимо постоянно вызывает в человеке самые разнообразные желания и отслеживает количество усилий, сделанных человеком для достижения каждого из этих желаний. И вне зависимости от степени исполнения желаний (хотя это тоже имеет важное значение), практически постоянно, на всех этапах развития души происходит корректировка желаний, ощущаемых человеком. Одни желания духовный ген усиливает, другие ослабляет или отменяет вовсе, а вместо них могут быть запущены какие-то новые желания. В погоне за разнообразными желаниями происходит медленное, постепенное духовное развитие человеческих душ.

Но при этом, духовный ген также сохраняет информацию об уже пройденном человеком (его душой) пути развития и, конечно же, о том, в каком образе и в каком теле существовала душа каждого человека в своих прошлых воплощениях в нашем мире. То есть, именно духовный ген хранит информацию о том, имеет ли каждая конкретная душа отношение к еврейскому народу или нет. И совершенно неважно, что в своем новом воплощении тот или иной человек никак не связан с еврейским народом и вообще ничего конкретного о евреях не знает, кроме того, что все его знакомые почему-то евреев не любят. В нужное время духовный ген даст почувствовать такому человеку наличие у него внутренней духовной связи с еврейским народом и в конце концов вынудит его присоединиться к этому народу.

Леонид Шмуленсон

Image by Ri Butov from Pixabay

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Можно с этим спорить и не соглашаться, но аналога еврейскому феномену нет и не было. Во все времена среди всех стран и народов.

Читайте далее

Спецпроекты