Статья

Как остановить цунами антисемитизма

В этой статье мы расскажем о судьбе одного человека, а еще о том, как реагировали евреи и некоторые еврейские организации на происходящее в Европе в конце тридцатых, начале сороковых годов прошлого века.

Как остановить цунами антисемитизма

Не проходит дня, чтобы в мировое информационное поле не прорывалась очередная новость об антисемитском инциденте. Разброс еврейских мнений, доходящих порой до антагонизма, относительно такого рода событий, просто поражает.

Некоторые относятся к таким фактам, как к непредсказуемому стихийному бедствию. Другие, наоборот, считают это целенаправленным наказанием за некие еврейские проступки. Многие предпочитают этого не замечать.

Рядом с теми, кто обрушивается на антисемитов, каким-то образом уживаются те, кто обвиняют во взлете антисемитизма государство Израиль. Большинство не понимают за что. И почти все не знают почему.

В качестве решения этой проблемы кое-кто предлагает ничем не выделяться. Остальные, наоборот, советуют создавать как можно больше инноваций, способных осчастливить человечество. В Израиле чаще всего делают вид, что антисемитизм в мире их не касается, тем более, что страна занята перманентной подготовкой к выборам, палестинской проблемой и секторальными разборками.

А в это время антиеврейская волна неотвратимо, словно цунами, поднимается все выше, с тем чтобы накрыть и правых, и виноватых – всех без разбора, где бы они ни находились, как это уже было около восьмидесяти лет тому назад…

В этой статье мы расскажем о судьбе одного человека, а еще о том, как реагировали евреи и некоторые еврейские организации на происходящее в Европе в конце тридцатых, начале сороковых годов прошлого века.

Наше повествование начинается с 1938 г. К этому времени механизм выдавливания евреев из Германии уже работал на полную мощность. Одновременно с этим было известно, что ни одна страна не хотела их принимать. Чтобы решить эту проблему, по инициативе тридцать второго американского президента Ф. Д. Рузвельта была созвана, так называемая, Эвианская конференция, состоявшаяся 6-15 июля 1938 г. на берегу Женевского озера, во французском курортном городе Эвиан-ле-Бен.

United States Holocaust Memorial Museum, courtesy of Martin Smith

Результат этой конференции зафиксирован документально. В заключительном меморандуме[1] не прозвучало осуждения антиеврейской политике нацистов. Вместе с этим, лишь одна страна из тридцати двух стран-участниц выразила желание принимать еврейских беженцев.

Итоги конференции очень образно охарактеризовал д-р Хаим Вейцман, будущий первый президент государства Израиль:

Сегодня мир разделен на страны, в которых евреям запрещено проживать, и страны, в которые евреям запрещен въезд. [2]

 

United States Holocaust Memorial Museum, courtesy of Helen Hamlin

 

На конференции в качестве наблюдателя присутствовала также Голда Меир, которая через тридцать один год после этих событий станет премьер-министром Израиля. В своей книге «Моя жизнь» она написала:

Страшное это было дело – сидеть в роскошном зале и слушать, как делегаты 32-х стран поочередно объясняют, что они хотели бы принять значительное число беженцев, но что, к несчастью, не в состоянии этого сделать. Человек, не переживший это, не в состоянии понять, что я испытывала в Эвиане. Всю эту смесь горя, разочарования, ярости и ужаса.[3]

Эта конференция как лакмусовая бумажка выявила еще один, возможно самый важный, аспект в цепи этих трагических событий.

Напомним, что конференция проходила 5–16 июля. А 10 июля, в Лондоне, пять авторитетных еврейских организаций мира – The Council for German Jewry, The Jewish Colonization Association, The (American) HIAS-ICA Emigration Aid Society, The Agudath Israel and The Joint Foreign Committee – подписали обращение к делегатам конференции в Эвиане. В документе среди прочего говорилось, что эти организации не видят в массовой эмиграции решения вопроса еврейских беженцев центральной Европы.[4]

Сложилась сюрреалистическая ситуация. С одной стороны, страны-участницы конференции отказались принимать евреев. С другой стороны, часть еврейских организаций делали все возможное и невозможное, чтобы эвакуировать еврейских беженцев, а другие, не менее известные организации, считали, что этого делать не надо.

Парадокс состоял еще в том, что немцы были не только инициаторами гонений на евреев, они также фактически принимали активное участие в заселении евреями тогдашней Палестины. Один из тех, кто сотрудничал с немцами в этой области, присутствовал на Эвианской конференции в составе делегации австрийских евреев. Его звали Бертольд Шторфер.

Родился он в еврейской семье в 1880 г. в столице герцогства Буковина, в г. Черновцы. В то время эта территория находилась в составе Австро-Венгерской империи.

О его ранней молодости известно немного. Для поднятой нами темы важно то, что в какой-то момент своей жизни он оставил веру отцов и стал католиком. Много лет успешно занимался предпринимательской и финансовой деятельностью. Во время Первой мировой войны служил майором в кавалерии вооружённых сил Австро-Венгерской империи. Был дважды награжден. В конце войны служил при штабе прославленного генерала Эдуарда Фишера (1862-1935) – кстати сказать, тоже еврея, перешедшего в католичество. Таким образом, наш герой доказал свою преданность Австрийской родине не словом, а, что называется, делом.[5]

После войны занимал ряд высоких должностей в финансовой сфере. Однако свой след в истории он оставил в совершенно другой области…

Бертольд Шторфер попал на Эвианскую конференцию не случайно. Незадолго до этого он и руководитель «Jüdischen Gemeinde Wien»[6] («Еврейская община Вены») д-р Лёвенгерц попали в сферу интересов небезызвестного Адольфа Эйхмана. Эйхман, как руководитель организации «Zentralstelle für jüdische Auswanderung»[7] («Центральный офис еврейской эмиграции») в Вене, искал эффективные способы, чтобы выполнить поставленную перед ним задачу – очистить Австрию от  евреев. Поэтому не удивительно, что его представители оказались[8] в Эвиан-ле-Бене.

Поскольку легальная эмиграция евреев сорвалась, Эйхман учредил[9] в 1939 г. организацию для эмиграции нелегальной: «Ausschuss fur Judische Uberseetransporte»[10]  («Комиссия по транспортировке евреев за море»).

Она состояла из представителей еврейских общин Вены, Берлина и Праги. Шторфер был назначен главой этой организации. Нацисты хватались за любую возможность избавиться от евреев, а Бертольд Шторфер очень хотел спасти евреев от концентрационных лагерей…

В целом схема перевозки выглядела вполне жизнеспособной. На первом этапе, четыре речных судна «Helios», «Uranus», «Melk» и «Schönbrunn» под нацистским флагом должны были проплыть по реке Дунай, которая протекает через всю Европу, чтобы собрать и перевезти еврейских беженцев в румынский город-порт Тулча – туда, где эта река впадает в Черное море. Там беженцы[11] должны были пересесть на три морских корабля: «Atlantic», «Milos» и «Pacific» и отплыть в Палестину.

United States Holocaust Memorial Museum, courtesy of Egon Weiss

Рассказать о том, как двигался этот проект, что пришлось пережить беженцам, а также о том, какие невероятные проблемы пришлось решать Шторферу, невозможно в рамках одной статьи. Чтобы осветить по-настоящему те драматические события, нужно писать романы и снимать кинофильмы. Упомянем лишь два характерных эпизода.

Одно из морских судов «Pacific» с 986 беженцами на борту из-за нехватки воды, продовольствия, угля и некоторого оборудования было вынуждено зайти в порт г. Варна. По договору с представителем болгарской общины Барухом Конфино[12] в качестве оплаты за пополнение припасов переполненное судно должно было принять на борт 28 болгарских евреев. Однако случилось непредвиденное. Болгарская полиция получила информацию о происходящем обмене, и пригнала на причал еще 75 еврейских беженцев.

Находившиеся на борту пассажиры ответили категорическим отказом. В результате началась потасовка с силами полиции. Лишь под угрозой открытия огня полиция вынудила принять на борт дополнительных пассажиров.

Когда корабли после всех злоключений прибыли в Хайфу, они были арестованы британскими силами. Все пассажиры кораблей «Milos» и «Pacific» и часть пассажиров с корабля «Atlantic» были пересажены на океанский лайнер «Patria». Британцы готовились переправить непрошенных гостей на находившийся под их контролем остров Маврикий в западной части Индийского океана.

Подпольная военная организация Хагана решила помешать британским планам. Утром 25 ноября на готовом к отправке судне произошел взрыв. Вместо запланированного легкого повреждения, взрыв, устроенный боевиками Хаганы, привел к тому, что в течение 16 минут судно затонуло. В катастрофе погибло более 260  беженцев и около 50 британцев…

United States Holocaust Memorial Museum, courtesy of Egon Weiss

Для полноты картины надо сказать, что в то время предпринимались и другие попытки изменить ситуацию с еврейскими беженцами в Европе.

В США в 1940 году был опубликован официальный документ, под названием «Проблема развития Аляски» (англ. The Problem of Alaskan Development). Этот документ также известен под неофициальным названием «Доклад Слэтттери»[13]. Он предусматривал прием европейских евреев на Аляске. Тогда же был заготовлен и соответствующий законопроект. Однако этот план так и остался на бумаге. Администрация президента Рузвельта, так же, как и большинство лидеров еврейских организаций США, его поддержать не захотела.

Возможно, еврейских лидеров Америки волновало, что необжитая и холодная Аляска не совсем подходящее место для европейских евреев, и поэтому не поддержали этот проект? Оказывается, дело в другом. Президент  Zionist Organization of America – ZOA, реформистский раввин Стивен Вайз, заявил[14], что принятие этого предложения может привести к неверному впечатлению, что евреи захватывают часть страны. Комментарии, что называется, излишни…

Сквозь череду трагических событий тех лет проглядывается очень созвучная с сегодняшним днем тенденция. Еврейские организации и отдельные люди в разных странах мира, а также те, кто находился в тогдашней подмандатной Палестине, совершенно по-разному оценивали сложившуюся ситуацию. Как иначе объяснить то, что  даже на пороге приближающейся Катастрофы они не пытались объединиться ради собственного спасения. Каждый жил собственной жизнью и не чувствовал своей связи и зависимости от других. В ту тяжелейшую пору известна лишь одна прямая попытка изменить эту необъяснимую раздробленность.

В июне 1940 года в Палестине вышла новая газета – «Аума» («Народ»). О том, почему эта газета появилась именно сейчас, можно было понять уже из первых абзацев передовицы:

 

Газета «Народ» – это новое слово на еврейской улице: она выходит в межпартийном формате. Что такое «межпартийная» газета? – спросите вы. Как может газета служить одновременно всем партиям, несмотря на существующие меж ними противоречия и разногласия? Действительно, это своего рода творение, родившееся при стесненных обстоятельствах в тяжких и жутких родовых схватках. Оно стало следствием яда ненависти, поразившего народы мира стремлением стереть нас с лица земли, что привело к ужасной гибели миллионов наших собратьев. И ненависть народов еще не улеглась – их садистский инстинкт никак не насытится. К тому же трагедия эта удваивается, поскольку мы не можем обманываться тем, что речь идет лишь о временном и мимолетном явлении…

 

…Мало того, что нас обступили одновременно по всему миру – к тому же самые передовые народы преспокойно заперли перед нами двери, не испытывая ни малейшего сочувствия и жалости. Они поступили столь жестоким образом, что этому нет прецедента во всей человеческой истории, включая даже самые варварские времена…

 

…И спасение наступит, если мы отыщем нужное средство, иными словами, то чрезвычайное решение, которое может быть найдено лишь под угрозой нависшей опасности и которое будет способно склонить в нашу пользу чаши весов, предоставив здесь надежное прибежище для всех наших рассеянных по миру собратьев – ведь по общему мнению, на сегодняшний день это единственное место спасения.

 

…Ясно также, что для исполинских усилий на изобилующем препятствиями пути, который перед нами лежит, от всех без исключения частей народа требуется единство, нерушимое и крепкое как сталь. Если на этом пути мы не выступим сплоченными рядами против громадных сил, служащих сатане, то надежде нашей заранее суждено погибнуть…[15]

Самое поразительное, то, что идея объединения евреев оказалась не просто не ко двору. «Доброжелатели» из еврейской среды с помощью мандатных властей моментально газету закрыли…

Интересно, что в день появления и фактически последнего дня газеты, а именно 5 июня 1940, «Еврейское телеграфное агентство» сообщило о решении венгерского правительства запретить переправку евреев через сухопутную и водную территорию страны. Цель постановления – остановить контрабанду еврейских беженцев через Дунай к Черному морю.[16]

С этого момента, можно сказать, что проект нелегальной эмиграции, которым руководил Шторфер, закончил свое существование.

Что касается самого Шторфера, его судьба печальна. Ни военные заслуги в Первой мировой войне, ни католическое вероисповедание, ни заслуги перед Рейхом его не спасли. Шторфер, как еврей, был отправлен в Освенцим, из которого его не смог спасти даже Эйхман.

גנזך המדינה

Из магнитофонной записи А. Эйхмана во время следствия в 1960 г. в Израиле:

Я поехал в Освенцим… ему (Шторферу) сказал: «Видите ли, я на самом деле никак не могу помочь; потому что по приказу рейхсфюрера никто вас выпустить не может»… Когда я вернулся однажды из Венгрии, я услышал, что Шторфер расстрелян.[17]

Те события, о которых здесь рассказано, не просто одна из вех нашей истории. Мы не можем, не имеем права повторять сделанные ошибки. Антисемитизм, который словно чума распространяется в мире, все больше выявляет противоречия в еврейской среде. Неужели мы не понимаем, что поддерживая антисемитские (антиизраильские) организации вроде BDS, и разжигая межпартийную и межэтническую рознь, мы не сможем даже близко подойти к пониманию и тем более к решению проблемы антисемитизма в мире.

גנזך המדינה

 

Мне хотелось встать и крикнуть всем им: «Вы что, не понимаете, что эти „цифры“ – живые люди, люди, которые, если вы не впустите их, обречены сидеть до смерти в концлагерях или скитаться по миру как прокаженные?»

Конечно, я не знала тогда, что этих беженцев, которых никто не хотел, ожидает смерть. Если бы я это знала, то не смогла бы молча сидеть, соблюдая дисциплину и вежливость.[18]

 

М. Бруштейн.

 

[1] Сайт. Learning from History. Doc. 10: Decisions taken at the Evian Conference.
[2] Викицитаты, Хаим Вейцман (ивр.)
[3]  Голда Меир. Моя жизнь.
[4] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). Jewish Bodies See No Solution in Mass Emigration. 11.07.1938 г.
[5] Österreichisches Biographisches Lexikon. Австрийский биографический словарь, стр. 329-330.
[6] Википедия. Jüdisches Leben in Wien. (Josef Löwenherz).
[7] Википедия. Zentralstelle für jüdische Auswanderung in Wien.
[8] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). 40 Private Refugee Bodies Form United Front at Evian.
[9]  EHRI Portal (portal.ehri-project.eu). Ausschuss für jüdische Überseetransporte.
[10] Сайт Bintivey Haapala. maapilim.org.il .ועד למשלוח יהודים מעבר לים (Ausschuss fur Judische Uberseetransporte).
[11] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). 3 000 Refugees Battle Hunger, Disease on 2 Old Danube Ships.
[12] Сайт евреев Болгарии. (The Bulgarian jews) thebulgarianjews.org.il.
[13] Википедия.  Slattery Report.
[14] Википедия. Stephen Samuel Wise.

[15] Сайт «Антисемитизм. Решение» antisemitizm.com. Газета «Народ».
[16] Сайт Еврейского телеграфного агентства (JТА). Hungary Bars Passage of Jewish Emigre Groups to Stop Refugee Smuggling.
[17] Йохен фон Ланг. Протоколы Эйхмана. Записи допросов в Израиле. Москва. 2002.
[18] Голда Меир. Моя жизнь.

Можно с этим спорить и не соглашаться, но аналога еврейскому феномену нет и не было. Во все времена среди всех стран и народов.

Спецпроекты